Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

1919

ФЕВРАЛЬ

Запись в дневнике Евгения Багратионовича Вахтангова: «Сегодня, 16 февраля 1919 года, Вл. И. Немирович-Данченко приглашал к себе и предложил организовать опереточную студию». Евг. Б. Вахтангов. Записки. Письма. Статьи. Стр. 189.

ВЕСНА

Вл. И. Немирович-Данченко приступил к формированию Музыкальной студии МХТ.

ЛЕТО

Вл. И. Немирович-Данченко пишет о своем увлечении опереттой В. В. Лужскому: «Подумайте, что лучше? «Орфей в аду», «Дочь рынка», «Парижская жизнь»?.. Нет Качалова, Книппер, Массалитинова, Берсенева. Но есть певуны и певуньи, есть настоящие буффы, есть хор и оркестр, есть вкус, еще не примененный в этой области, есть фантазия, еще не использованная в этом искусстве. Когда я развернул свой план создать оперетку и начать это создание путем опыта в недрах театра Луначарскому, он подскочил от восторга и – не могу даже рассказать, каких привилегий наобещал. Грибунин и Чехов пришли в восторг». Архив Вл. И. Немировича-Данченко. № 1067.

ЛЕТО – ОСЕНЬ

Вл. И. Немирович-Данченко готовится к открытию Музыкальной студии (одно из названий открывающейся студии – «Комическая опера»).

«Я был счастлив, что нашел такое дело, которое... дает возможность осуществить давнюю мечту – влить наше искусство в оперную и опереточную стихию». Архив Вл. И. Немировича-Данченко. № 5578/138.

ОСЕНЬ

Начало работы над опереттой Ш. Лекока «ДОЧЬ АНГО».

«Парадоксально было само предположение, что на сцене МХТ рядом с пьесами Чехова зазвучат музыка и легкие песенки Лекока, и что следующей премьерой после байроновского «Каина» пойдет легкая и искристая оперетта о веселых похождениях дочери рынка. В МХТ оппозиция этому плану была велика. Недоверие перехлестнуло и за его стены. Попытки Владимира Ивановича ждали с недоумением и скепсисом. Старые его друзья печально качали головой, сокрушаясь об исчезновении грустной лирики. Новые, окружая МХТ всем доверием, выжидали, как фактически реагирует МХТ на революцию. Еще слишком туманны были позиции театра в современности, чтобы искать выхода в оперетте».

П. А. Марков

Для участия в спектакле были приглашены польские опереточные артисты: К. Ф. Невяровская (Анго) и В. А. Щавинский (Помпонэ), а также комик В. А. Лосский (Лариводьер) и молодой певец А. Н. Веселовский (Анж Питу). В дальнейшем для участия в спектакле приглашались солисты Большого театра: В. В. Барсова и Н. Н. Озеров.

 

1920

16 МАЯ

Ш. Лекок
«ДОЧЬ АНГО»

Премьера состоялась на сцене МХТ.

Руководитель постановки – Вл. И. Немирович-Данченко. 
Режиссер – В. В. Лужский.
Дирижер – В. Р. Бакалейников.
Художник – М. П. Гортынская.
Клеретта Анго – К. Ф. Невяровская, В. В. Барсова, Н. Ф. Кемарская, Н. В. Коренева, Г. Н. Горшунова; Ланж – О. М. Бакланова, Л. С. Белякова, Е. В. Абамелик, Н. А. Остроумова, В. К. Ля-Туш; Анж Питу – А. Н. Веселовский, Н. Н. Озеров, В. Я. Панферов, А. И. Алексеев; Лариводьер – В. А. Лосский, Н. П. Кудрявцев, Л. В. Баратов, Н. А. Знаменский; Помпонэ – В. А. Щавинский, И. С. Ягодкин, С. В. Образцов, Б. В. Белостоцкий, И. В. Звигунов.

«ДОЧЬ АНГО» стала своеобразной «Чайкой» Музыкальной студии МХТ.

14 ИЮЛЯ

Ж. Оффенбах
«ПЕРИКОЛА»

Руководитель постановки – Вл. И. Немирович-Данченко.
Режиссер – В. В. Лужский.
Дирижер – М. Б. Шеппер.
Художник – П. П. Кончаловский.
Перикола – О. М. Бакланова, Н. А. Остроумова, Л. П. Орлова; Пикильо – И. С. Ягодкин, Б. В. Белостоцкий; Вице-король – В. В. Лужский, В. А. Лосский, Д. В. Камерницкий; Дон-Педро де Хинойоза – Л. В. Баратов, А. А. Рошет; Терапот – С. В. Образцов, С. Ф. Федоров.

«В годы вынужденного застоя Художественного театра опыт с Музыкальной студией дал театру нужную поддержку, и МХТ мог под защитой еще слабой и неокрепшей Студии сохранить свои ряды, чтобы в дальнейшем их перестроить. Оба спектакля встретили горячий прием зрителя. «Анго» гремела в Москве. Зрительный зал встречал оперетту веселым смехом и настороженным вниманием. Опереточный штамп был разрушен, и нелегкая задача создания живых людей в музыкальной комедии достигнута. Образы «Анго» были освобождены от столетних рутинных приемов. Старый жанр, прежде целиком рассчитанный на «игру на зрителя», был показан с неожиданной свежестью». П. А. Марков

 

1922

ФЕВРАЛЬ

Вл. И. Немирович-Данченко принимает к постановке «музыкально-психологическую» драму В. И. Ребикова «Дворянское гнездо». Постановка не была осуществлена.

 

1923

АПРЕЛЬ

Из записок Вл. И. Немировича-Данченко о «Лизистрате»: «Это ведь яркая комедия, переходящая в фарс, дерзкая, кажется – неприличная, а в сущности здоровая, высоконравственная при непрерывных непристойностях, – однако, мне нисколько не неловко ставить ее с барышнями...

Я называю ее «патетическая комедия». Это ведь не то, что я Вам как-то давал читать. То была берлинская переделка. А я ставлю подлинного Аристофана. При этом я внес много музыки и пения (клятвы, пляски, молитвы, гимны и пр.) Глиэр пишет прекрасно. Хор, так называемый «греческий хор», я разбил то на толпу, то на монолитный хор. Но везде с партитурой, так сказать, психологической, однако, в определенном ритме и темпе. Декорацию Рабинович сделал замечательную, не декорацию, а что-то вроде конструктивизма. Пленительная».
Вл. И. Немирович-Данченко

16 ИЮНЯ

«ЛИЗИСТРАТА»

Комедия Аристофана.

Русский текст Д. П. Смолина.
Музыка Р. М. Глиэра.
Руководитель постановки –  Вл. И. Немирович-Данченко.
Режиссер – Л. В. Баратов.
Художник – И. М. Рабинович.
Дирижер –  В. Р. Бакалейников.
Лизистрата – О. М. Бакланова, В. Н. Пашенная, Е. И. Гундобина; Колоника – Н. Н. Дурасова, Н. Ф. Кемарская; Пробулос – Л. В. Баратов, С. Ф. Рахманов; Кинезий – П. С. Саратовский, С. М. Остроумов; Предводитель афинских старцев – С. В. Образцов, Д. М. Каплунский.

«Пожаром «Вишневого сада» назвал один из критиков премьеру «Лизистраты». Владимир Иванович уклонился от прямого согласия или несогласия с этой формулировкой, но тем не менее указал, что пожар пожаром, а корни театра целы, и новый вишневый сад имеет все данные вновь расцвести».П. А. Марков

Макет «Лизистраты» художника И. М. Рабиновича демонстрировался на Всемирной выставке в Париже. Макет хранится в музее театра.

«Рабинович никогда не видел в себе только оформителя чужих замыслов или скромного помощника всевластного режиссера. Он всегда являлся сотворцом спектакля, не только много бравшим от режиссера, но и многое дававшим театру в понимании самой пьесы». П. А. Марков

15 СЕНТЯБРЯ

В «Правде» опубликована беседа с Вл. И. Немировичем-Данченко. «В области оперного искусства... на актера смотрят исключительно как на концертанта. Это, конечно, не значит, что у нас пение должно быть на втором плане. Нет! И вот эти четыре года и шла работа в плане подготовки актерско-певческого материала... Молодежь должна воспитываться в духе искусства, близкого современности... У меня вообще мечта об исполнителе, как об актере театра синтетического, который сегодня играет трагедию, завтра оперу, оперетту и т.д.»  

 

1924

4 ИЮНЯ

«КАРМЕН»
(«КАРМЕНСИТА И СОЛДАТ»)

Трагедия по сюжету П. Мериме.
Текст К. А. Липскерова.
Музыка оперы Ж. Бизе «Кармен». 
Руководитель постановки – Вл. И. Немирович-Данченко.
Режиссеры: Вл. И. Немирович-Данченко, Л. В. Баратов, К. И. Котлубай.
Художник – И. М. Рабинович.
Карменсита – О. М. Бакланова, Е. В. Абамелик, Н. А. Остроумова; Хосэ – С. М. Остроумов, Н. Е. Пермяков; Лукас – П. С. Саратовский, М. С. Сперанский.

«Немирович-Данченко в своем спектакле, во-первых, боролся со штампованным представлением об оперном театре вообще, во-вторых, со штампованным представлением о Бизе». П. А. Марков

 

1925

Гастроли Музыкальной студии Художественного театра в Западной Европе и Америке. Спектакли проходили в Праге, Берлине, Лейпциге, Бремене, Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Вашингтоне, Кливленде, Чикаго, Детройте.

Одна из немецких газет писала: «... актеры играют так хорошо, так человечески правдиво, так свободно от оперной позы и пафоса, что в их толковании всё ново и неповторимо».

Отзывы американских газет:

«Такой группы актеров мы не видели на нашей сцене с тех пор, как здесь был Московский Художественный театр, родитель студии».

«Итак, гранд-оперу можно сделать живой. Ходульная вокальная знаменитость, шумно приветствуемая клакой, абсолютно не нужна. Опера может быть прочувствована, понята и пережита. Доказательство налицо – русские».

Перед одним из спектаклей «Кармен» к зрителям обратился дирижер Леопольд Стоковский: «На этом спектакле зритель будет сидеть не как обычно в опере, откинувшись на спинку кресла, а внимательно следя за событиями, разворачивающимися на сцене».

После гастролей Вл. И. Немирович-Данченко по приглашению Голливуда остался в Америке. Группа артистов не вернулась в Советскую Россию – эмигрировала в США. По возвращении в Москву Музыкальной студии было отказано в помещении Художественного театра. Студия буквально оказалась на улице.