Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

1921

Выступление студийцев в помещении Художественного театра.

Первая программа – вечер из произведений Н. А. Римского-Корсакова: опера «Боярыня Вера Шелога», дуэт Вакулы и Параси из оперы «Ночь перед Рождеством».

Вторая программа: Ж. Массне «Вертер».

Третья программа – концерт, посвященный А. С. Пушкину: три первые картины «Евгения Онегина», пролог к «Сказке о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, романсы на стихи Пушкина. В. И. Садовников, дирижер Студии, написал музыку к стихотворению «Памятник». Исполнение этого номера было инсценировано. Все три программы исполнялись под аккомпанемент рояля. 

К. С. Станиславского с семьей выселяют из его дома в Каретном ряду. В нем размещают гараж Совнаркома. Вскоре Станиславскому предоставят особняк в Леонтьевском переулке.

21 ЯНВАРЯ

«К. С. Станиславский в окружении многочисленных студийцев впервые пришел посмотреть свое новое местожительство. Дом не отапливался, широкая деревянная лестница гулко трещала под ногами идущих. Пройдя через вестибюль в большой зал, Станиславский снял шапку, долго и молча смотрел перед собой... – Вот вам и готовая декорация для «Онегина», – раздался его голос».

О. С. Соболевская. К. С. Станиславский работает, беседует, отдыхает. Москва. 1988, стр. 274 – 275.

 

1922

15 ИЮНЯ

П. И. Чайковский
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Постановка К. С. Станиславского при участии З. С. Соколовой.
Опера исполнялась в помещении студии под аккомпанемент рояля, без гримов и костюмов.

24 НОЯБРЯ

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» был исполнен в помещении Нового театра (ныне Российский академический Молодежный театр) в сопровождении оркестра Большого театра. Музыкальное руководство спектаклем осуществлял Н. С. Голованов. Дирижерами были В. Р. Бакалейников и М. Н. Жуков. Художник – Б. А. Матрунин. Режиссеры спектакля – В. С. Алексеев, З. С. Соколова, В. В. Залесская, М. Л. Мельтцер.
Главные партии исполняли: Онегин – С. И. Бителев, П. И. Румянцев; Татьяна – Н. Г. Лезина, Г. Н. Горшунова; Ольга – З. Л. Афанасьева; Ленский – В. И. Садовников, Н. К. Печковский; Князь Гремин – В. Ф. Виноградов, П. Г. Литвинов; Ларина – Е. Г. Заблоцкая, Л. Г. Рудницкая; Няня – Н. К. Ананьина, Ю. Л. Светлова; Трике – Л. В. Каннабих, В. И. Чефранов.

«Я не музыкант, мне трудно и невозможно дать оценку музыкальной стороне «Онегина», я не берусь писать рецензий об этом спектакле. Но явление «Онегина», так, как его создал Станиславский, – одно из значительных явлений нашей театральной современности. Встреча Станиславского с Пушкиным в «Онегине» дала сценическое воссоздание «Онегина», конгениальное поэту. Встреча Станиславского с Чайковским дала очищение психологизма из духа музыки. Психологизм возродился, как чистейшая лирическая сущность, явленная вне натуралистических или реалистических тенденций, – как обнаружение поэта, музыканта, постановщика. Произошло то утончение психологизма, в котором театр давно нуждался и которое по существу лишает психологизм присущих ему нетворческих черт и переводит его в иную плоскость – истинно творческих волнений и стремлений. В этом существенное и непреложное значение спектакля для его творца, для Станиславского». П. А. Марков

В течение полутора сезонов – с ноября 1922 по декабрь 1923 – «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА» играли на сцене Нового театра. Состоялось около 30 спектаклей.

В учебных целях в Студии ставятся водевили: «66», «СЛАБАЯ СТРУНА», «ТАЙНА ЖЕНЩИНЫ».

 

1923

8 АПРЕЛЯ

Ж. Массне
«ВЕРТЕР»

Руководитель постановки – К. С. Станиславский.
Режиссерами были  З. С. Соколова и Б. М. Сушкевич. Дирижер – Г. Шейдлер. Художник – В. А. Симов.
 

«Вертер» был снят с репертуара, несмотря на успех у зрителей. Постановка подверглась жестокой критике. Рецензия в «Красной газете» вышла под названием «Кому и зачем мог понадобиться «Вертер», этот музыкальный ублюдок?»

В сезоне 1921-1922 гг. шла учебная работа над оперой А. С. Даргомыжского «Русалка».
На время гастролей К. С. Станиславского вместе с Московским Художественным театром по Америке заведующим Студией был назначен А. В. Богданович.

 

1924

Студии присвоено имя К. С. Станиславского. Новое название: Государственная Оперная студия имени народного артиста Республики К. С. Станиславского.

В сезоне 1923-1924 гг. состоялись гастроли в Ленинграде. В репертуаре: «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» и «ВЕРТЕР».
В Студию принят С. Я. Лемешев.

Подготовительная работа по операм «ДЕВУШКА С ЗАПАДА» Дж. Пуччини и «ЗАЗА» Р. Леонкавалло. Музыкальным руководителем Студии приглашен дирижер В. И. Сук.

Начались репетиции оперы Н. А. Римского-Корсакова «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА».

 

1925

5 АПРЕЛЯ

Д. Чимароза
«ТАЙНЫЙ БРАК»

Премьера оперы состоялась в помещении Студии.

Постановка З. С. Соколовой.
Дирижеры – К. Ф. Брауэр, К. П. Виноградов, Л. Ф. Худолей; художник – А. М. Кравченко.


В подготовке спектакля приняли участие режиссеры В. С. Алексеев, М. Л. Мельтцер, В. В. Залесская. Джеронимо – Г. А. Ниверский, А. Д. Степанов; Лизетта – М. Л. Мельтцер, О. С. Соболевская; Каролина – Н. Л. Ерамишанская, М. Н. Шарова; Фидальма – Е. А. Романова, А. А. Росницкая; Граф Робинсон – Д. А. Коренев, А. В. Полянский; Паолино – В. Ф. Донец, С. С. Смирнов.


15 НОЯБРЯ
Состоялось первое организационное собрание Общества друзей Студии. В организационную группу Общества и в состав его учредителей вошли М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. В. Нежданова, Е. В. Гельцер, В. Н. Давыдов, Л. В. Собинов, А. И. Южин, А. А. Яблочкина, А. В. Луначарский, Е. К. Малиновская. Организационную группу возглавил Н. А. Семашко.

Гастроли Студии в Орехово-Зуеве и Гомеле. 

В Английской миссии состоялся показ спектакля «Евгений Онегин» для дипломатического корпуса.

 

1926

Студия получила новое название: Государственная Оперная Студия-театр имени народного артиста Республики К. С. Станиславского.

Согласно Постановлению Совнаркома от 16 июля 1926 года и Президиума ВЦИК от 16 августа того же года Оперной студии К. С. Станиславского и Музыкальной студии Вл. И. Немировича-Данченко было предоставлено помещение Дмитровского театра – Большая Дмитровка, 17 (с 1937 года по 1993 год – Пушкинская улица).

Из Приветствия К. С. Станиславского коллективу Театра в связи с началом работы в помещении Дмитровского театра: «Организуйтесь, введите самую строжайшую дисциплину, приносите всевозможные жертвы и делайте всё это, руководясь одним лозунгом: «Так нужно для пользы дела, которое мы создаем для того искусства, которое должно нас греть и питать всю жизнь».