Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

1926

Студия получает статус театра.

11 ЯНВАРЯ

ПУШКИНСКИЙ СПЕКТАКЛЬ
Руководитель постановки – Вл. И. Немирович-Данченко.
Художники: Н. С. Изнар, И. Я. Гремиславский.

I
С. В. Рахманинов «АЛЕКО»
Режиссер – К. И. Котлубай.
Старый цыган – П. Г. Игнатьев, М. И. Чижов; Земфира – В. К. Ля-Туш, Е. П. Чаброва; Алеко – П. С. Саратовский, Н. Д. Холодов;  Молодой цыган – Н. Е. Пермяков.

II
«БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН»
Музыка А. С. Аренского.
Режиссер – В. А. Лосский.
Заремба – Е. В. Абамелик, Н. А. Остроумова; Гирей – В. А. Лосский, Е. В. Коренев; Мария – Н. Ф. Кемарская.

III
«КЛЕОПАТРА» («ЕГИПЕТСКИЕ НОЧИ») 
Режиссер – Л. В. Баратов.
Клеопатра – Л. С. Белякова, Е. С. Сергеева; Флавий – М. М. Сперанский; С. М. Остроумов; Юноша –  Д. В. Камерницкий.

Для работы театру  предоставлена сцена ДМИТРОВСКОГО ТЕАТРА (Большая Дмитровка, 17).

26 ИЮНЯ

Начало работы в здании Дмитровского театра.
В этом же помещении работал Оперный театр имени К. С. Станиславского. Театры имели один оркестр.
Оркестр входил в штат Музыкального театра.

 

1927

 21 МАРТА

«СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА»

Комедия Э. Лабиша.
Музыка И. О. Дунаевского.
Постановка Л. В. Баратова.
Дирижер – О. М. Брон.
Художник – А. Д. Гончаров.
Фадинар – И. С. Ягодкин; Элен – М. А. Грубэ; Нонанкур – Д. В. Камерницкий, Л. В. Баратов;  Жоржетта – Н. А. Остроумова, Л. П. Орлова; Виконт д’Альбороза – С. В. Образцов, Д. М. Каплунский.

 

1928

9 НОЯБРЯ

М. де Фалья
«ДЕВУШКА ИЗ ПРЕДМЕСТЬЯ»
(«Короткая жизнь»)

Руководитель постановки - Вл. И. Немирович-Данченко. 
Режиссер – Л. В. Баратов.
Дирижер – О. М. Брон.
Художник – Б. Р. Эрдман.
Салю – А. П. Тулубьева, Б. А. Лясс; Пако – С. М. Остроумов.

«Самое большое достижение «Девушки из предместья» лежало в повороте к социальной тематике, в принципе поющего актера, о котором мечтал Владимир Иванович. Все участвующие, с великолепной точностью передавая музыкальную фразу, жили образом в той сосредоточенности и простоте, которые составляют зерно искусства Владимира Ивановича. Пение было таким естественным выражением внутренней личности, как краска для художника и звук для пианиста». П. А. Марков

 

1929

15 МАЯ

Э. Кшенек
«ДЖОННИ»

Руководитель постановки – Вл. И. Немирович-Данченко.
Режиссер – Л. В. Баратов.
Дирижер – О. М. Брон.
Художник – Б. Р. Эрдман.
Танцы – Н. А. Глан.
Джонни – П. С. Саратовский, А. М. Колобов; Макс – С. М. Остроумов, В. Я. Савельев-Дамурин; Анита – А. П. Тулубьева, М. И. Лещинская, В. К. Ля-Туш; Даниэлло – П. А. Павловский, Н. Н. Егоров, В. А. Канделаки.

Летом 1929 года на небольшом пароходе «Буй» театр совершил гастрольную поездку по волжским городам. Артисты жили в каютах. Руководил поездкой Л. В. Баратов. Гастроли начались в Нижнем Новгороде, затем были остановки в Самаре и Саратове. Из Саратова уже поездом театр переехал в Оренбург – конечный пункт поездки. Из Оренбурга артисты вернулись в Москву. В репертуар гастролей входили спектакли: «Дочь Анго», «Перикола», «Карменсита и солдат», «Соломенная шляпка», «Джонни».

 

1930

31 МАРТА

Л. К. Книппер
«СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР»

Музыкальное представление.
Руководитель постановки – Вл. И. Немирович-Данченко. 
Главный режиссер –  Л. В. Баратов, режиссер – К. И. Котлубай.
Дирижер –  О. М. Брон.
Художник – В. В. Дмитриев.
Гароян – С. М. Остроумов; Вартан – П. С. Саратовский; Маша – Н. Ф. Кемарская, Е. П. Чаброва; Нина –  Н. А. Остроумова, В. И. Бушера; Миша – В. А. Канделаки, П. А. Купченко.

Либретто «Северного ветра» написал В. М. Киршон на основе своей пьесы «Город ветров», посвященной судьбе 26 бакинских комиссаров. Музыка в спектакле перемежалась с прозаическими диалогами.

 

1931

26 ФЕВРАЛЯ

М. Лотар

«ТИЛЛЬ» 
Русский текст Павла Антокольского.

Режиссеры: Л. В. Баратов, Б. А. Мордвинов.
Дирижер – Г. А. Столяров.
Художник – И. М. Рабинович.
Фехтование – Э. Е. Понс.
Тилль – Н. Е. Пермяков; Нелле – А. П. Тулубьева, Б. А. Лясс; Ламмэ – Н. Н. Князев.

С 1930 по 1938 год главным дирижером театра был Г. А. Столяров.

 

1932

12 ЯНВАРЯ

М. П. Мусоргский
«СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА»

Редакция П. А. Ламма.
Постановка Б. А. Мордвинова.
Дирижер – Г. А. Столяров.
Художник – Н. А. Шифрин.
Режиссеры: С. М. Остроумов, В. Я. Станицын.
Черевик – И. Н. Петров, Н. И. Фомин; Хивря – О. А. Розанова, Н. А. Остроумова, М. С. Серова; Парася – Н. Ф. Кемарская, М.И. Лещинская; Кум – Н. Н. Князев, Б. А. Орлов; Парубок – Н. Е. Пермяков, И. С. Ягодкин; Цыган – П. С. Саратовский, В. А. Канделаки.

В театр принята большая группа молодежи. П.А.Марков даже называет её «молодой труппой». Однако никакого официального деления на «стариков» и «молодых» не происходило.

19 НОЯБРЯ

Р. Планкетт
«КОРНЕВИЛЬСКИЕ КОЛОКОЛА»

Музыкальная редакция композитора А. В. Мосолова.
Текст В. Г. Зака и В. М. Инбер.
Сюжет – М. П. Гальперин. 
Постановка Б. А. Мордвинова.
Режиссеры: Д. В. Камерницкий, В. Я. Станицын.
Дирижер – Г. А. Столяров.
Художник – В. М. Эрбштейн.
Постановка танцев – А. А. Румнев.
Фехтование – Э. Е. Понс.
Жан-Батист Вильер – С. М. Остроумов, П. С. Саратовский; Серполетта – Н. Ф. Кемарская, Л. П. Орлова; Аббат – В. А. Канделаки, Е. В. Коренев; Жермен – А. П. Тулубьева, А. Е. Кузнецова.

 

1933

В 1933 году в состав театра временно включен балетный коллектив «Московский Художественный балет» под руководством балерины Большого театра В. В. Кригер. Основу коллектива составляли артисты: М. С. Сорокина, И. А. Иноземцева, В. П. Бурмейстер, А. А. Клейн, Н. С. Холфин, И. В. Курилов, А. А. Урусова, И. Д. Карташёв.

«Наши старики небось знают, как много я мечтал о балетной отрасли нашего дела». Вл. И. Немирович-Данченко

15 МАЯ

П. Гертель
«СОПЕРНИЦЫ»

Премьера Московского художественного балета.
Новая редакция балета «Тщетная предосторожность».

Балетмейстер – Н. С. Холфин.
Режиссеры: Б. А. Мордвинов, П. А. Марков.
Дирижер – В. А. Эдельман.
Художник – В. М. Ходасевич.
Лиза-крестьянка – В. В. Кригер, М. С. Сорокина; Лиза-барышня – А. А. Урусова; Колен – А. А. Клейн; Никез – Н. С. Холфин.

3 МАЯ

Первое выступление «Джаз-гола».

Группа артистов театра подготовила эстрадный номер – голосовой джаз. Их выступления в Центральном Доме актера, в Колонном зале Дома Союзов, на других концертных площадках Москвы проходили с огромным успехом. Вл. И. Немирович-Данченко поддержал «Джаз-гол» и назвал его «музыкальной шуткой театра моего имени». В состав «Джаз-гола» входили: Дмитрий Камерницкий, Иван Добролюбов, Захар Эфрос, Владимир Бунчиков (в будущем известный эстрадный певец), Сергей Ценин, Александр Художников, Георгий Дойников.

Руководителем «Джаз-гола» и, как правило, ведущим концертов был Владимир Канделаки.

 

1934

24 ЯНВАРЯ

Д. Д. Шостакович
«КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА»

Руководитель постановки – Вл. И. Немирович-Данченко.
Главный режиссер – Б. А. Мордвинов, режиссер – В. С. Соколова.
Дирижер – Г. А. Столяров.
Художник – В. В. Дмитриев.

Измайлова, Катерина – А. П. Тулубьева, М. И. Лещинская, Ю. А. Прейс; Измайлов, Борис Тимофеевич – В. А. Канделаки, А. Н. Аникиенко; Измайлов, Зиновий Борисович – С. А. Ценин, И. М. Добролюбов; Сергей – С. М. Остроумов, М. С. Кутырин; Сонетка – С. М. Големба, Н. А. Остроумова; Старый каторжник – Н. Н. Князев, С. М. Рахманин.

«Злоба, деньги, похоть правили людьми. Немирович-Данченко был жесток, очень жесток в этой своей работе. Он не находил смягчающих красок быта. О какой-либо «оперности» не приходилось и думать. Немирович-Данченко убирал каждое лишнее движение. Образы были скульптурно вылеплены. Может быть, из всех спектаклей Музыкального театра именно в «Катерине Измайловой» актерское исполнение достигло наибольшей насыщенности и простоты». П. А. Марков

25 ДЕКАБРЯ

Дж. Верди
«ТРАВИАТА»

Новый текст В. М. Инбер.
Руководитель постановки – Вл. И. Немирович-Данченко.
Режиссеры: П. А. Марков, Б. А. Мордвинов, П. С. Саратовский.
Дирижер – Г. А. Столяров.
Художник – П. В. Вильямс.
Актриса Виолетта – Н. Ф. Кемарская, М. С. Федосеева, Н. В. Коренева; Маркиз-студент – Г. И. Поляков, Н. И. Тимченко; Маркиз-отец – П. С. Саратовский, В. А. Бунчиков.

«Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко, обратившись к «Травиате», поставил задачей вернуть этой гениальной опере ее основной смысл, утерянный за 80-летнюю историю. Он вернулся к духу и к букве вердиевской музыки. Он не позволил менять ни одной ноты в партитуре и строго следовал замыслам Верди, тогда-то и открылась глубокая человечность и подлинная демократичность этого произведения и стало понятным то ошеломляющее впечатление, которое произвела «Травиата» в день первого исполнения». П. А. Марков

 

1935

7 ФЕВРАЛЯ

С. Н. Василенко (по М. де Фалья)
«ТРЕУГОЛКА»

Премьера Московского художественного балета.
В партитуре использована музыка М. де Фалья и испанская народная музыка.

Балетмейстер – Н. С. Холфин.
Режиссер – Б. А. Мордвинов.
Дирижер – М. Б. Шеппер.
Художник – П. В. Вильямс.
Мельничиха – М. С. Сорокина, А. А. Урусова; Мельник – А. А. Клейн, А. Н. Бабанин; Коррехидор – В. П. Бурмейстер, Н. С. Холфин; Жена Коррехидора – И. А. Кутузова.

20 АПРЕЛЯ

Б. В. Асафьев
«БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН»

Премьера Московского художественного балета. 
Балетмейстер – Р. В. Захаров.
Режиссер – П. А. Марков.
Дирижер – В. А. Эдельман.
Художник – В. А. Ходасевич.
Мария – Р. С. Потапова, Н. Г. Степанова, А. А. Урусова; Зарема – В. В. Кригер, А. Г. Крупенина, М. С. Сорокина; Вацлав – В. В. Беликов; Гирей – М. С. Андрианов, А. А. Клейн.

27 МАЯ

Дж. Пуччини
«ЧИО-ЧИО-САН»

Постановка Б. А. Мордвинова.
Режиссеры: П. С. Златогоров и Д. В. Камерницкий.
Художник – П. В. Вильямс.
Дирижер – Г. А. Столяров.
Дирижер-ассистент – К. П. Кондрашин.
Чио-Чио-Сан – Л. В. Виноградская, А. Е. Кузнецова; Пинкертон – Н. Е. Пермяков, С. М. Остроумов, Б. Ф. Бобков, М. С. Кутырин; Сузуки – М. И. Козьмина, Н. А. Степанова; Шарплес – В. А. Бунчиков, В. А. Канделаки, И. А. Петров, В. В. Федосеев; Горо – И. М. Добролюбов, Н. П. Захаров, А. Д. Олейников, С. А. Ценин.

 

1936

31 МАЯ

И. И. Дзержинский
«ТИХИЙ ДОН»

Художественный руководитель постановки –  Вл. И. Немирович-Данченко.
Постановка Б. А. Мордвинова.
Дирижер – Р. А. Столяров.
Режиссер – П. С. Златогоров.
Художник – Б. И. Волков.
Григорий Мелехов – М. С. Кутырин, З. М. Эфрос; Анисья – С. М. Големба, О. Н. Данилова; Наталья – А. Е. Кузнецова, Ю. В. Прейс; Митька – А. Н. Аникиенко, В. А. Канделаки.

ОКТЯБРЬ

Встреча Вл. И. Немировича-Данченко с Д. Д. Шостаковичем.

Немирович-Данченко убеждает композитора начать работу над новой оперой, которую Музыкальный театр обязательно поставит.

 

1937

Вышла книга П. А. Маркова «Вл. И. Немирович-Данченко и Музыкальный театр его имени» – первая монография о театре.

3 ОКТЯБРЯ

С. Н. Василенко
«ЦЫГАНЫ»

Спектакль Московского художественного балета.
Спектакль посвящен 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина.

Балетмейстер – Н. С. Холфин.
Художник – Б. И. Волков.
Дирижер – В. А. Эдельман.
В главных ролях: М. С. Сорокина, А. А. Клейн, В. П. Бурмейстер, А. С. Тольский.

30 ОКТЯБРЯ

Ж. Оффенбах
«ПРЕКРАСНАЯ ЕЛЕНА»

Постановка Вл. И. Немировича-Данченко.
Режиссеры: Д. В. Камерницкий, Л. С. Белякова, Б. Я. Петкер.
Дирижер – И. А. Гитгарц.
Танцы поставлены В. П. Бурмейстером и Ф. В. Лопуховым.
Елена – Н. Ф. Кемарская, З. С. Смирнова-Немирович, Ю. А. Прейс; Парис – Г. И. Поляков, Н. И. Тимченко, В. А. Радзиевский; Менелай – С. А. Ценин, М. С. Кутырин; Калхас – В. А. Канделаки, И. Г. Блинков, Г. С. Дойников; Орест – С. М. Големба, М. И. Козьмина, Т. Ф. Янко. 
Премьера состоялась в Ленинграде.

«...Не нигилизм Оффенбаха, а, напротив, его жизнеутверждение, не семейно-бытовой анекдот, а возрождение древней античной новеллы о любви, побеждающей все ложные преграды, не скептик и автор злободневных куплетов, а создатель великолепной, полной поэзии и патетики музыки – вот качества Оффенбаха и его произведения, интересовавшие Немировича-Данченко». П. А. Марков

Спектакль прошел 1034 раза.
Последнее представление состоялось 11 мая 1991 года.

31 ДЕКАБРЯ

Б. В. Асафьев
«НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»

Спектакль Московского художественного балета.
Балетмейстеры: Ф. В. Лопухов и В. П. Бурмейстер.
Художники: В. С. Барков (декорации) и Б. Г. Кноблок (костюмы).
Дирижер – В. А. Эдельман.
Режиссер – П. А. Марков.
Солоха – В. В. Кригер, М. С. Сорокина; Вакула – И. В. Курилов; Черт – А. С. Тольский; Оксана – А. А. Урусова; Чуб – А. А. Клейн; Одарка – А. Э. Фин.

1935 – 1938 годы – реконструкция театра по проекту архитектора А. Н. Федорова.

 

1938

Указом Верховного Совета СССР Глинищевский переулок, где жил Вл. И. Немирович-Данченко, переименован в улицу Немировича-Данченко.

 

1939

Коллектив Московского художественного балета окончательно включен в состав театра – стал его балетной труппой.

29 ОКТЯБРЯ

Вл. И. Немирович-Данченко просмотрел репетицию балета Б. В. Асафьева «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ». Беседовал с постановщиками спектакля Ф. В. Лопуховым, В. П. Бурмейстером, П. А. Марковым. Немирович-Данченко дал особо высокую оценку артистам М. С. Сорокиной (Солоха), А. А. Урусовой (Оксана),  А. С.  Тольскому (Черт).

8 НОЯБРЯ

Т. Н. Хренников
«В БУРЮ»

Руководитель постановки – Вл. И. Немирович-Данченко.
Режиссеры: П. С. Златогоров и П. А. Марков.
Дирижер – Е. А. Акулов.
Художник – Б. И. Волков.
Ленин – И. А. Петров; Фрол Баев – И. Г. Блинков, А. А. Корсунов; Наталья – А. Е. Кузнецова, Ю. А. Прейс; Аксинья – С. М. Големба, О. А. Розанова; Листрат – А. Н. Аникиенко; Сторожев – В. А. Канделаки, Г. С. Дойников; Антонов – Н. Д. Михеев, В. С. Фокин; Косова – Т. Ф. Янко, О. Н. Данилова.

На одном из спектаклей «В БУРЮ» присутствовал И. В. Сталин.

Для выездных спектаклей поставлена опера Дж. Верди «Риголетто». Постановка П. С. Саратовского. Дирижер – И. А. Гитгарц. Художник – А. Ф. Лушин.  Герцог – Г. И. Поляков; Джильда – М. С. Федосеева; Риголетто – В. А. Бунчиков, А. Н. Аникиенко.

 

1940

29 ФЕВРАЛЯ

Р. Леонкавалло
«ПАЯЦЫ»

Спектакль молодых артистов театра.
Руководитель постановки – П. А. Марков.
Режиссер – Н. Н. Зиновьев.
Дирижер – П. И. Шпитальный.
Художник – Л. А. Окунь.
Режиссер пантомимы – И. В. Курилов.
Канио – Н. Д. Михеев, В. С. Фокин; Недда – Т. И. Бондарь, Л. В. Виноградская, Н. К. Кудрявцева; Тонио – К. Н. Лапшин, И. А. Петров; Сильвио – Н. Е. Устинов, И. Д. Шмелев.

В один вечер с «ПАЯЦАМИ» шел балет «ЦЫГАНЫ».

27 МАЯ

Вл. И. Немирович-Данченко вместе с Ю. А. Завадским, П. А. Марковым, В. А. Канделаки обсуждали макет художника В. В. Дмитриева к предстоящей премьере – опере З. П. Палиашвили «ДАИСИ».

ИЮНЬ – ИЮЛЬ

Гастроли в Сталино, Киеве и Севастополе. В репертуаре гатролей: «В БУРЮ», «ТИХИЙ ДОН», «ДОЧЬ АНГО», «ТРАВИАТА», «ПРЕКРАСНАЯ ЕЛЕНА», «ЧИО-ЧИО-САН», «КАРМЕН», «СЕМЬЯ».

26 ИЮНЯ

Л. А. Ходжа-Эйнатов
«СЕМЬЯ» («ИСКАТЕЛИ СЧАСТЬЯ»)

Премьера сыграна на гастролях в Киеве.

Режиссеры: П. А. Марков, Д. В. Камерницкий.
Дирижер – Е. А. Акулов.
Художник – Б. И. Волков.
Режиссер-консультант – артист Еврейского театра В. Л. Зускин.
Хана – С. М. Големба, М. Г. Кузнецова, О. А. Розанова; Блюма – Ю. А. Прейс, Л. В. Виноградова,  А. П. Тулубьева; Лева – Ф. Р. Оганян, З. М. Эфрос; Давид – В. А. Канделаки, Н. И. Фомин, И. Г. Блинков.

24 ОКТЯБРЯ

По Всесоюзному радио передается спектакль «ДОЧЬ АНГО».

3 НОЯБРЯ

Торжественный вечер, посвященный 20-летию Музыкального театра.
«Двадцать лет – и много и мало. Почему мало? Потому что ни в одной области человеческого быта не задерживается так рутина, ни одна область человеческого быта так не консервативна, как искусство. Пробиться с чем-нибудь новым в искусстве труднее, чем в любой другой области жизни». Из выступления Вл. И. Немировича-Данченко. От МХАТа театр приветствовали: И. М. Москвин, В. И. Качалов, В. Г. Сахновский, Н. И. Хмелев, В. Я. Станицын, А. К. Тарасова, Б. И. Ливанов, Е. В. Калужский. Театр пришли поздравить А. А. Яблочкина, А. Г. Коонен, А. Я. Таиров, С. М. Михоэлс, Р. Н. Симонов, Т. Н. Хренников, Р. М. Глиэр...

9 НОЯБРЯ

По Всесоюзному радио передается спектакль «ДОЧЬ АНГО».

22 ДЕКАБРЯ

200-й спектакль «ПРЕКРАСНОЙ ЕЛЕНЫ».

 

1941

10 ЯНВАРЯ

По Всесоюзному радио передается спектакль «ПЕРИКОЛА».

26 АПРЕЛЯ

По телевидению показаны 2 и 4 картины оперы Т. Н.  Хренникова «В БУРЮ».

29 АПРЕЛЯ

На телевидении сыгран спектакль «ПЕРИКОЛА».

АПРЕЛЬ – ИЮНЬ

Ю. А. Завадский начал репетировать оперу З. П. Палиашвили «ДАИСИ». Из-за начавшейся войны репетиции прекратились.

3 МАЯ

Спектакль «ПЕРИКОЛА» показан по телевидению.

5  ИЮНЯ

Открытие гастролей Музыкального театра имени  Вл. И. Немировича-Данченко в Мурманске – «ТИХИЙ ДОН». На гастролях  были показаны: «ПРЕКРАСНАЯ ЕЛЕНА», «КАРМЕНСИТА И СОЛДАТ», «ТРАВИАТА», «ПЕРИКОЛА», «ДОЧЬ АНГО», «ЧИО-ЧИО-САН».

16 и 21 ИЮНЯ

Город Полярный. Показан спектакль «ПЕРИКОЛА» для военных моряков.

22 ИЮНЯ

Город Полярный. Из-за начала войны спектакль «Чио-Чио-сан» отменен. Труппа вернулась в Мурманск. Катер с артистами шел без опознавательных огней. Команда боялась быть обнаруженной немецкими летчиками. Гастроли в Петрозаводске были отменены. Труппа вернулась в Москву.

10 АВГУСТА

Возобновлены спектакли в Москве. Спектакли начинались в час дня.

1 СЕНТЯБРЯ

Постановление Правительства о слиянии Музыкального театра имени Вл. И. Немировича-Данченко и Оперного театра имени К. С. Станиславского. Театр получает новое название: Московский  государственный музыкальный театр  имени  народных артистов СССР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Это название было утверждено по просьбе Вл. И. Немировича-Данченко. Оно позволяло сохранить право обращения к самым разным жанрам, а не только к опере. Художественным руководителем театра был назначен Владимир Иванович Немирович-Данченко. При слиянии театра прошло большое сокращение, прежде всего актерского состава.