Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

1928

Из названия театра убрано слово студия. 

19 ЯНВАРЯ

Н. А. Римский-Корсаков
«МАЙСКАЯ НОЧЬ»

Постановка К. С. Станиславского и В. С. Алексеева.
Режиссеры: В. Ф. Виноградов, В. В. Залесская.
Дирижеры: В. И. Сук, Б. Э. Хайкин.
Художник –  М. И. Курилко.
Голова – А. Г. Детистов, Г. А. Ниверский; Левко – С. С. Смирнов, Н. П. Платонов, Д. Я. Ангуладзе, М. И. Воскресенский; Свояченица – А. А. Росницкая, Е. А. Романова; Ганна – М. С. Гольдина, С. А. Геликонская, Н. Д. Любанская, Е. Н. Пучкова; Писарь – Н. Д. Панчехин, П. Г. Литвинов; Винокур – Ю. Н. Лоран, В. И. Якушенко, С. В. Сладкопевцев; Каленик – Г. М. Бушуев, Д. А. Коренев, К. И. Оболенский; Панночка – Н. Л. Ерамишанцева, М. Н. Шарова,  К. А. Малькова, В. Г. Чаянова-Новелла. 


МАЙ – ИЮНЬ.
Гастроли в Ленинграде.

 

1929

5 МАРТА

М. П. Мусоргский
«БОРИС ГОДУНОВ»

В варианте, приближенном к авторской редакции.
План постановки К. С. Станиславского и И. М. Москвина.
Музыкальный руководитель постановки – В. И. Сук, дирижер – М. Н. Жуков.
Режиссеры: Б. И. Вершилов, В. В. Залесская, З. С. Соколова, М. Л. Мельтцер, В. Ф. Виноградов, П. И. Румянцев.
Художник – С. И. Иванов.
Борис Годунов – Н. Д. Панчехин, С. И. Бителев; Шуйский – В. И. Якушенко, Д. А. Васнецов; Варлаам – А. Г. Детистов, А. Д. Степанов; Самозванец – М. В. Щеглов, Г. А. Егоров; Пимен – П. Г. Литвинов,   А. Ф. Медведь; Юродивый – Г. В. Соченко, А. И. Орфенов, С. С. Смирнов; Марина Мнишек – М. С. Гольдина, Н. Д. Любанская, Е. В. Пучкова.


«Какой должен быть общий принцип нашей постановки? «Борис Годунов» – это симфония, и надо показать все тонкости, особенности музыки Мусоргского. Заставим зрителя понять его музыку, и тогда, может быть, эта опера станет этапной в жизни нашего театра.
В этой опере особое значение приобретает слово в пении, поэтому «Борис» должен быть построен на изумительной дикции. Надо уметь произносить Пушкина. Очень мало мизансцен. Всё на фразе! Произносить текст так музыкально, чтобы был сохранен пушкинский стих. Это – главная задача. Всё на психологии, на внутренних переходах». К. С. Станиславский

«...Я слушал в парижском театре на Елисейских полях «Бориса Годунова». Певцы были русские, во главе с Федором Шаляпиным. Спектакль казался мне свежим и жизненным. Но когда я слушал «Бориса Годунова» в исполнении молодежи Оперной студии Станиславского, парижский спектакль совершенно поблек». Джошуа Логан, американский режиссер

 

1930

26 ФЕВРАЛЯ

П. И. Чайковский
«ПИКОВАЯ ДАМА»

План постановки К. С. Станиславского. 
Режиссеры: Б. И. Вершилов и П. И. Румянцев. 
Музыкальный руководитель – В. И. Сук, дирижер – Б. Э. Хайкин.
Художник – Б. Э. Зандин.
Герман – Г. А. Егоров, М. В. Щеглов; Томский – С. И. Бителев, П. И. Мокеев; Елецкий – Ю. П. Юницкий, П. И. Румянцев; Лиза – М. Л. Мельтцер, О. С. Соболевская; Графиня – Е. А. Романова, В. Д. Дипнер; Полина – М. С. Гольдина, С. А. Геликонская.

Критика выступила резко против постановки «Пиковой дамы».

Е. Браудо писал в «Правде»: «Сколько ни мудри над «Пиковой дамой», ... а создать цельное и реалистически здоровое зрелище никак невозможно... Ответа, для какой цели и для какого слушателя поставлена в таком виде «Пиковая дама», мы на спектакле все же не получили!»

Досталось и П. И. Чайковскому. М. Гринберг в «Вечерней Москве» утверждал: «... в ней («Пиковой даме» – И. К.) столько нездоровой мистичности, что она не может не быть враждебной современному сознанию».

«Куда ведет своего зрителя Опера Станиславского? На чью мельницу она льет воду?»

«Рабочий и искусство». 1930 г. № 15.

16 ДЕКАБРЯ

В. М. Дешевов
«ЛЕД И СТАЛЬ»

Текст Бориса Лавренева.

Режиссеры: С. Г. Турмачев и Б. И. Вершилов.
Дирижер – Б. Э. Хайкин.
Художник – П. В. Вильямс.
Муся – М. С. Гольдина, Т. Н. Воронцова, Н. Д. Любанская; Сенька – В. Ф. Донец, Н. П. Платонов; Чекист Лабзин – П. И. Румянцев. П. И. Мокеев; Дымченко – Н. Н. Белугин.

Композитор В. М. Дешевов официальной критикой был обвинен в формализме. Опера не удержалась в репертуаре.

В 1930 году К. С. Станиславский находился на лечении за границей. В одном из писем он обращался к коллективу Оперного театра: «... пора вам привыкать быть самостоятельными, потому что я старею. Моя болезнь – это первое предостережение, и пока мне еще возможно помогать вам, – формируйтесь, вырабатывайте из самих себя руководителей. Посылайте их ко мне для направления, куйте дисциплину, потому что в вашей сплоченности и энергии все ваше будущее. Отвечайте мне на вопрос: верите ли вы в то, что основа и принцип нашего театра верны? Хотите ли вы работать на других основах? Если да, то нам нужно расстаться, у нас с вами ничего не выйдет. Верите ли вы в то, что не постановка, не режиссерские ухищрения, не соблюдение временных и быстро проходящих мод в нашем искусстве, а создание певца и актера на органических законах природы, правды, художественной красоты делают тот театр, который нужен народу и русскому искусству?»

 

1931

Шли репетиции «ПСКОВИТЯНКИ» Н. А. Римского-Корсакова. Спектакль не был завершен.

 

1932

4 МАЯ

Н. А. Римский-Корсаков
«ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

Постановка К. С. Станиславского. 
Режиссеры: В. С. Алексеев, В. Ф. Виноградов.
Музыкальный руководитель – В. И. Сук, дирижер – М. Н. Жуков.
Художники: М. С. Сарьян (2-й акт) и С. И. Иванов (1-й и 3-й акты).
Царь Додон – А. Г. Детистов, Н. Д. Панчехин; Царевич Гвидон – Ю. И. Лоран, В. Ф. Донец; Звездочет – С. С. Смирнов, Н. П. Платонов; Шемаханская царица – Н. Л. Ерамишанцева, Л. В. Воздвиженская.

 

1933

26 ОКТЯБРЯ

Дж. Россини
«СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК»

Новый русский текст либретто написан поэтом Павлом Антокольским.

Постановка К. С. Станиславского. 
Режиссеры: З. С. Соколова, В. С. Алексеев, В. Ф. Виноградов, М. И. Степанова.
Художник – И. И. Нивинский.
Дирижер – Б. Э. Хайкин.
Танцы поставлены А. А. Румневым.
Фигаро – Г. М. Бушуев, Ю. П. Юницкий; Розина – Л. В. Воздвиженская, Т. С. Богатырева; Альмавива – Н. П. Платонов, С. С. Смирнов; Бартоло – А. Д. Степанов, А. В. Полянский; Базилио – П. В. Литвинов, Н. Д. Панчехин.

«Пусть старое старится, а молодое молодится», – так К. С. Станиславский определил «сверхзадачу» «Севильского цирюльника».

 

1934

К. С. Станиславский пригласил на должность своего заместителя по художественной части Л. В. Собинова, который принял участие в подготовке постановки оперы  Г. Доницетти «ДОН ПАСКВАЛЕ».

 

1935

4 АПРЕЛЯ

Ж. Бизе
«КАРМЕН»

Постановка К. С. Станиславского. 
Режиссер – П. И. Румянцев.
Дирижер – Б. Э. Хайкин.
Художник – Н. П. Ульянов.
Кармен – М. С. Гольдина, С. А. Геликонская; Хосе – М. И. Воскресенский; Микаэла – М. Л. Мельтцер, О. С. Соболевская; Эскамильо – П. И. Мокеев.

Мысль о постановке этой оперы зародилась у К. С. Станиславского еще в 1920 году.

С лета 1935 года по осень 1938 года шла реконструкция здания театра. Архитектор – Ф. Н. Федоров.

 

1936

 22 МАЯ

Г. Доницетти
«ДОН ПАСКВАЛЕ»

Режиссеры: Г. В. Кристи и Ю. Н. Лоран.
Дирижер – А. С. Шавердов.
Художник – Н. Р. Ярошевская.
Дон Пасквале – Н. Д. Панчехин, А. Г. Детистов; Норина – Л. В. Водвиженская, Л. П. Борисоглебская, М. Н. Шарова; Эрнесто – А. И. Орфенов, С. С. Смирнов; Малатеста – С. И. Бителев, Б. Н. Гладков
.

Премьера оперы состоялась во время гастролей театра в Сталинграде.

Репетировалась опера Н. А. Римского-Корсакова «СНЕГУРОЧКА». Работа над спектаклем не была завершена.

 

1937

Репетировалась комическая опера О. Николаи «ВИНДЗОРСКИЕ ПРОКАЗНИЦЫ». Режиссер – В. В. Залесская. Станиславскому был показан полный прогон спектакля, и он не одобрил эту работу. Репетиции были остановлены.

 

1938

К. С. Станиславский приглашает в свой театр на должность главного режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Это назначение было воспринято в театре очень по-разному. Мейерхольд принимал участие в репетициях спектаклей «Риголетто» и «Дарвазское ущелье». Во многом благодаря горячей поддержке Мейерхольда в репертуар театра была включена опера С. С. Прокофьева «Семен Котко». В. Э. Мейерхольд работал в Оперном театре имени К. С. Станиславского до дня ареста.

7 АВГУСТА 1938 ГОДА УМЕР КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ СТАНИСЛАВСКИЙ

 

1939

10 ЯНВАРЯ

Л. Б. Степанов
«ДАРВАЗСКОЕ УЩЕЛЬЕ»

В программке спектакля напечатано: посмертная режиссерская работа народного артиста Союза ССР Константина Сергеевича СТАНИСЛАВСКОГО.

Режиссеры: И. М. Туманов и М. Л. Мельтцер.
Дирижер – Н. Н. Жуков.
Художник – М. М. Сапегин.
Павел Коротков – М. И. Воскресенский, М. В. Щеглов; Лилихон – Л. В. Воздвиженская, К. А. Малькова, О. С. Соболевская, М. Н. Шарова; Лена, комсомолка – А. Т. Васильева, Н. Д. Любанская, Е. В. Пучкова; Айша – М. С. Гольдина, В. Д. Дипнер, Е. А. Романова, А. А. Росницкая.

10 МАРТА

Дж. Верди
«РИГОЛЕТТО»

Режиссерский план К. С. Станиславского.
Режиссер – П. И. Румянцев.
Дирижер – А. В. Алевладов.
Художник – М. П. Бобышев.
Риголетто – Г.  М. Бушуев; Джильда –  Л. В. Воздвиженская; Герцог – В. П. Мирсков, А. И. Орфенов.

 

1940

23 ИЮНЯ

С. С. Прокофьев
«СЕМЕН КОТКО»

В. Э. Мейерхольд начал репетиции «СЕМЕНА  КОТКО». Из-за ареста режиссер не смог завершить эту работу.

Режиссер – С. Г. Бирман.
Дирижер – М. Н. Жуков.
Художник – А. Г. Тышлер.
Семен Котко – М. И. Воскресенский, М. В. Щеглов; Мать Семена – В. Д. Диппер, Л. А. Пан; Фрося – Н. С. Аверкиева, А. Т. Васильева.

На репетициях и на премьере «Семена Котко» присутствовал С. С. Прокофьев.

30 ОКТЯБРЯ

В. Н. Крюков
«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»

Либретто Маргариты Алигер по повести А. С. Пушкина.

Режиссер – П. И. Румянцев.
Дирижер – А. С. Шавердов.
Художник – А. А. Арапов.
Консультант по цыганскому фольклору – этнограф Н. Н. Кручинин.
Семен Вырин – С. С. Николау, Н. Д. Панчехин, В. Н. Прокошев; Дуня – М. Д. Капинос, К. А. Малькова, М. Л. Мельтцер, Н. М. Салай; Белкин – Н. И. Кедров, В. П. Мирсков, А. И. Орфенов, С. С. Смирнов; Минский – С. В. Дейниченко, П. И. Мокеев, Ю. П. Юницкий.

 

1941

АПРЕЛЬ – МАРТ

Состоялись закрытые прогоны новой оперы С. С. Прокофьева «ОБРУЧЕНИЕ В МОНАСТЫРЕ» («ДУЭНЬЯ»). На репетициях присутствовал автор. Премьера не состоялась из-за начавшейся войны.

24 АПРЕЛЯ

Дж. Верди
«БАЛ-МАСКАРАД»

Постановка И. М. Туманова.
Дирижер – А. В. Алевладов.
Художник – Г. Л. Кигель.
Ричард – М. И. Воскресенский, В. П. Мирсков,  Д. Ф. Тархов, М. В. Щеглов; Ренато – В. В. Попов, В. Н. Прокошев, Ю. П. Юницкий; Амелия – М. Д. Капинос, Р. Н. Кузьмина,  М. Л. Мельтцер; Ульрика – А. Т. Васильева, М. С. Гольдина, Н. П. Полетикина, Е. В. Пучкова;  Оскар – Л. П. Борисоглебская, Л. В. Воздвиженская, Т. С. Юдина.

ИЮНЬ

Гастроли в Ярославле. После объявления войны театр возвратился в Москву. Гастроли были прерваны.