Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

История солдата

25 июня 2016

ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ
ИСТОРИЯ СОЛДАТА

Дирижер Феликс Коробов
Чтец Евгений Писарев

Ансамбль солистов оркестра Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Анна Кабашная (скрипка)
Александр Парсаданов (контрабас)
Евгений Кондратьев (труба)
Анастасия Батракова (фагот)
Иван Афанаскин (тромбон)
Андрей Винницкий (ударные)

Солист ГАСО им. Е.Ф. Светланова Михаил Безносов (кларнет) 

***

Евгений Писарев и Феликс Коробов - создатели «Итальянки в Алжире», одного из самых веселых, беззаботных и ярких московских оперных спектаклей, на сей раз поведают историю совсем другого свойства: в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко будет представлена «История солдата» Игоря Стравинского. 


Без малого столетие назад, в 1918 году, Игорь Стравинский,  писатель Шарль Рамю, дирижер Эрнст Ансерме,  режиссер Жорж Питоев и их товарищи, сочинили  «Историю для трех чтецов, танцовщицы и инструментального ансамбля», чтоб колесить с ней по воюющей  Европе и заработать хоть немного денег.  Тогда их передвижной театр столкнулся не только с военной угрозой, но и с «воюющей» в Европе эпидемией «испанки». Однако  все  вышли невредимы.  Говорили даже, что помогло им магическое число 7, - ведь  именно для ансамбля 7 музыкантов написал свою партитуру Игорь Стравинский.

За прошедший век  невеселая сказка о Солдате и Черте, в который проигрывает Солдат,  пересказывалась бессчетное количество раз и во множестве вариантов:  кто-то ограничивался  чтецами и  артистами, кто-то привлекал танцоров, кто-то -  клоунов, историю переводили в анимацию и балет.  Текст Рамю читали  Жан Кокто, Питер Устинов, Ванесса Редгрейв, хореографическую версию  сочинял Иржи Килиан, английский перевод делал Курт Воннегут.


«Я по-прежнему поощряю постановщиков в придании спектаклю локального колорита и, если они желают, в выборе для Солдата любого костюма отдаленной эпохи, но приятного для аудитории. Наш солдат в 1918 г. очень определенно воспринимался как жертва тогдашнего мирового конфликта, несмотря на нейтральность сюжета. «История солдата» остается моей единственной вещью для театра, имеющей отношение к современности».

 
Игорь Стравинский