Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

"Alter Ego". Сольный концерт Сергея Власова.

10 ноября 2015

Программа «Alter Ego» – бенефис солиста Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Сергея Балашова. Этот яркий и харизматичный артист, давно и прочно занявший одну из лидирующих теноровых позиций в академической опере, на этот раз предстал перед публикой в амплуа контратенора, исполнив музыку эпохи барокко. Вместе с героем вечера на сцену вышли его постоянные творческие партнеры – музыканты барочного консорта «Tempo Restauro» под руководством дирижера МАМТа Марии Максимчук и солисты театра Ольга Луцив-Терновская и Наталья Владимирская.

Обращение к иному тембру голоса и соответствующему репертуару для Сергея Балашова – вовсе не случайность, но скорее особый взгляд на профессию, особое мировоззрение.  По словам самого артиста, «рамки традиционной оперы не позволяют выразить всех тонкостей и оттенков внутренней палитры чувств. Только человек с искренней и открытой душой способен понять музыку барокко. Ее духовность  позволяет быть ближе к Богу через осознание хрупкости жизни».  

Контратенор, или мужской альт – не только природный дар, но и результат применения певческих приемов, развивающих потенциал верхнего голосового регистра, который часто называют фальцетным.  При пении в верхнем регистре задействуются лишь части голосовых связок, что позволяет последним вибрировать быстрее и извлекать более высокие звуки. Иногда певцы даже меняют специализацию, «переключаясь» на контратенор с баса, тенора или – чаще всего – баритона, однако сохранение в равной степени обеих специализаций – и теноровой, и контратеноровой, – случай в отечественной музыкальной  практике уникальный.

Традиции фальцетного пения насчитывают несколько столетий.  Известно, к примеру, что еще в XVI веке в знаменитой Сикстинской капелле служили так называемые испанские фальцетисты — взрослые певчие, исполнявшие альтовые и сопрановые партии. Своим расцветом в XX веке фальцетное пение обязано английскому хористу-фальцетисту Альфреду Деллеру, и сегодня невозможно представить музыку ренессанса и барокко без контратенорового звучания. 

Программа «Alter Ego» открыла весь спектр возможностей этого удивительного тембра – от пронзительной доверительности в духовной музыке XVII века до эффектного многоцветного вокала в генделевских операх. Доминантой программы станет российская премьера мотета «Pianto della Madonna» Джованни Феличе Санчеса (1600, Рим —1679, Вена), руководителя императорской капеллы при австрийском дворе и одного из самых авторитетных композиторов своего времени. К сожалению, многие сочинения Санчеса, упомянутые в каталоге частной музыкальной коллекции императора Леопольда I, утрачены, но часть вокального наследия сохранилась. Мотет «Pianto della Madonna», созданный в технике изощренных вариаций на basso ostinato, — подлинная жемчужина этой коллекции. 

Сольный концерт Сергея Власова (контратенор).
При участии Ольги Луцив-Терновской (сопрано) и Натальи Владимирской (меццо-сопрано).

Первое отделение:

Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644-1704)

Mensa Sonora. 
Часть III, ля минор, C 71

Gagliarda (Allegro)
Sarabanda
Aria
Ciacona
Sonatina (Adagio)

Джованни Феличе Санчес (1600-1679)
«Pianto della Madonna» («Плач Мадонны») - мотет для контратенора соло и камерного ансамбля (российская премьера)

Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644-1704) 

«Пассакалия» для скрипки соло. 

Джованни Баттиста Перголези  (1710-1736)

"Stabat Mater"  

№ 11 (Inflammatus et accensus)
№ 12 (Quando corpus morietur)

Второе отделение:

Георг Фридрих Гендель (1685-1750)
Избранные фрагменты оперы "Ринальдо" (1711)

Увертюра

Сцена V
Ария Армиды «Furie terribili»
Ария Армиды «Molto voglio, molto spero»

Cцена  VI
Дуэт Ринальдо и Альмирены «Scherzando sul tuo volto»

Cцена VII
Симфония
Ария Ринальдо “Cara sposa”
  
Антонио Вивальди (1678-1741).
Ария ”Vedro con mio diletto” из оперы «Джустино»

Барочный консорт Tempo Restauro
Художественный руководитель и дирижер - Мария Максимчук