Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Сказание об Орфее / Ариадна

Композитор
Альфредо Казелла / Богуслав Мартину
Автор либретто
Коррадо Паволини / Богуслав Мартину
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик
Режиссер-постановщик
Художник-постановщик
Художник по костюмам
Хормейстер-постановщик
Жанр
Опера
Количество актов
2
Язык исполнения
итальянский / французский
Оригинальное название
La Favola d'Orfeo / Ariane
Продолжительность
2 часа 30 минут (один антракт)
Дата премьеры
18.03.2016
Возрастное ограничение
16+
 

Работа над операми "Cказание об Орфее" и "Ариадна" стала очень увлекательной для творческого коллектива театра. ХХ век, в котором переплелись и возродились с новой силой стили и жанры прошлого, до сих пор таит в себе множество загадок и открытий. Именно к таким жемчужинам относятся партитуры итальянца Альфредо Казеллы и чеха Богуслава Мартину.

Музыка Казеллы – очень эмоциональная, по-итальянски взрывная, строящаяся на резких, контрастных сопоставлениях. В оркестровке и трактовке вокальных партий ясно слышны черты стиля Пуччини, в гармоническом языке доминируют оригинальные приемы Дебюсси и Скрябина. Перед нами – многоликий неоклассицизм, охвативший Европу в 30-е годы прошлого столетия.

Другое дело – эстет Мартину. Жанр своего последнего сочинения – оперы "Ариадна" – сам композитор классифицирует как необарокко. Однако его музыкальные исследования уходят корнями к куда более древним стилям и формам. В музыке "Ариадны" мы слышим цитаты из раннехристианских византийских распевов, греческого фольклора. Архаичное звучание высоких флейт и арфы в симфонических интерлюдиях тонко передаёт колорит древней Эллады. Искусное использование ярких красок ударных инструментов вскрывают еще одну природу этой музыки – этническую. Бесспорно, Мартину – мастер оркестровки. При этом ему присущи точное чувство формы и лаконизм. По своей художественной ценности "Ариадна" Мартину, на мой взгляд, может по праву называться "Дидоной" ХХ века, ибо после гениального Генри Перселла еще никому не удавалось так возвышенно и так ясно создать музыкальную картину мифа.

Мы ждем всех на наших спектаклях и хотим разделить с публикой радость от общения с этой чудесной музыкой, обладающей свойством удивлять.

Мария Максимчук

Мировая премьера оперы "Сказание об Орфее":
Театр Гольдони, Венеция, 6 сентября 1932 года.

Мировая премьера оперы "Ариадна":
Рурский музыкальный театр, Гельзенкирхен, 6 марта 1961 года.

Нотный материал для исполнения оперы "Сказание об Орфее" предоставлен издательством G. RICORDI
Нотный материал для исполнения оперы "Ариадна" предоставлен издательством Bärenreiter


Российские премьеры опер "Сказание об Орфее" и "Ариадна":
Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 18 марта 2016 года.




Фотографии ^


Состав ^

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик
Эвридика (Сказание об Орфее)
Плутон (Сказание об Орфее)
Дриада (Сказание об Орфее)
Минотавр (Ариадна)

Либретто^


Орфей и Эвридика любят друг друга, но их счастью внезапно приходит конец. Спасаясь от преследования влюбленного в нее пастуха Аристея, Эвридика погибает. Дриады оплакивают подругу и сообщают горестную весть Орфею.

Орфей отправляется в царство мертвых, надеясь вернуть Эвридику. Растроганный его мольбами, Плутон соглашается отпустить Эвридику обратно, но при одном условии: в пути Орфей не должен смотреть на нее. Забывшись, Орфей нарушает запрет и вновь теряет Эвридику.

Орфей проклинает женский род и отрекается от любви. Оскорбленные его обетом вакханки убивают Орфея.

 

***

Тезей во главе афинских воинов приплывает на Крит, чтобы убить чудовище – Минотавра. На берегу Тезей встречает Ариадну, которая утверждает, что влюблена в Минотавра. В ходе разговора Тезей выясняет, что Ариадна никогда не видела Минотавра. Между Тезеем и Ариадной рождается чувство любви.

Появившийся старик объявляет о том, что царская дочь сегодня выходит замуж за чужестранца. «Царская дочь – это я, а чужестранец – это ты», – говорит Ариадна Тезею. Друг Тезея Бурун не хочет терпеть промедления и отправляется на поиски Минотавра. Издалека слышен крик. Ариадна говорит Тезею, что Бурун мертв. 


Тезей выходит на бой с Минотавром и видит собственного двойника. Но Минотавр принял облик влюбленного Тезея, а к нему пришел Тезей-воин.

Убив Минотавра, Тезей убивает  свою любовь. Он покидает остров. Ариадна остается одна.