Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Дон Кихот

Композитор
Людвиг Минкус
Автор либретто
Алексей Чичинадзе по Мариусу Петипа
Балетмейстер-постановщик
Художник-постановщик и художник по костюмам
Художник по свету
Жанр
Балет
Количество актов
3
Оригинальное название
Дон Кихот
Продолжительность
2 часа 40 минут (два антракта)
Дата премьеры
17.07.1981
Возрастное ограничение
6+
 

В России "Дон Кихот" считается "московским" балетом. Здесь во главе не строгая петербургская чистота поз и правильность линий, уместная разве что в картине "Сон Дон Кихота", а  бьющий через край, темперамент, танцевальный кураж, задор. Здесь приветствуются разного рода балетные трюки - искрящиеся вращения, головокружительные поддержки, захватывающие дух прыжки. А еще простой юмор и почти прямое общение со зрительным залом.

Все это есть в спектакле Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Именно "Дон Кихот" пользуется наибольшим успехом среди постановок Алексея Чичинадзе. В нем классическая хореография Александра Горского была дополнена удачно стилизованными новыми танцевальными сценами.

Осенью 2011 года любимый спектакль вернулся на сцену в новом оформлении известного театрального художника Валерия Левенталя.



Видео ^



Фотографии ^


Состав ^

Лоренцо, отец Китри

Либретто^


ПРОЛОГ

На тощем коне едет рыцарь. Тут же толстяк на осле. Это знаменитые фигуры странствующего рыцаря Дон Кихота и его верного слуги Санчо Пансы.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Дочь кабатчика Лоренцо Китри влюблена в бедного цирюльника Базиля. Однако отец решил выдать ее за богатого Гамаша. В городе появляются Дон Кихот и Санчо Панса. Красота Китри поразила странствующего рыцаря. Но, поняв, что Китри мечтает о Базиле, и видя самодурство Лоренцо, Дон Кихот решает помочь влюбленным.

АНТРАКТ

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Весело танцуют в загородной таверне Китри, Базиль и их друзья. Выследив дочь, врывается Лоренцо. Он приводит сюда и Гамаша. Напрасно друзья прячут Китри и Базиля. Взбешенный отец находит свою непослушную дочь. Лоренцо дает согласие на брак Гамаша с Китри. Дон Кихот и Санчо Панса, пришедшие сюда следом за Лоренцо, становится свидетелями насильственного благословения. 

Вбегает Базиль. Взывая к справедливости, он просит Лоренцо отдать ему в жены Китри. Услышав категорический отказ, Базиль делает вид, что закалывается ножом. Дон Кихот потрясен горем Китри, рыдающей над "умирающим" Базилем. Приставив пику к груди Лоренцо, под угрозой смерти Дон Кихот заставляет жестокого отца благословить любовь дочери к Базилю.

Внезапно Базиль вскакивает. Все это было инсценировкой. Молодая пара убегает от гнева отца. Дон Кихот и Санчо Панса спешат им на помощь, так как Лоренцо погнался за Китри и Базилем.

"Мельница"

Кочующий цыганский табор. Старый цыган укрывает Китри и Базиля и направляет Лоренцо в ложную сторону. Когда же появляются Дон Кихот и его оруженосец, цыгане, не зная их намерений, стараются задержать их своими плясками. В этих танцах Дон Кихот видит отклик своим душевным переживаниям: тиранию отца, насилие над чувством влюбленных. Забыв, что перед ним лишь представление, странствующий рыцарь выхватывает меч. Напуганные цыгане разбегаются. Гнев Дон Кихота страшен. Ему кажется, что мельницы наступают на него, как чудовища-великаны. Тщетно Санчо Панса пытается удержать своего господина. Тот снова бросается на мельницы…
Санчо Панса тащит на спине обессилевшего Дон Кихота. Вот ручеек. Санчо надеется, что холодная вода приведет в чувство его господина. А тот в бреду вновь видит поединки с врагами. Дон Кихоту кажется, что в награду за его рыцарство маленький амур увлекает его в мир мечтаний и красоты. Рыцарь видит прелестную Китри, преображенную в сказочную дриаду. Видение тускнеет и исчезает. Санчо помогает господину подняться, предупреждая о приближении герцога, возвращающегося с охоты.
Герцог и его супруга приглашают Дон Кихота последовать за ним. Этому приглашению особенно обрадовался Санчо Панса.

АНТРАКТ 

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Праздничный вечер в замке. Дон Кихот вызывает на дуэль Гамаша, так как вновь видит его притязания к Китри. Гамаш в страхе бежит.

Санчо пляшет, приглашая в круг всех гостей. Китри и Базиль танцуют свой дуэт, полный грации и очарованья. Пожелав счастья Китри и Базилю, Дон Кихот и Санчо Панса прощаются со всеми и снова отправляются в дорогу.

ЭПИЛОГ

Вновь мы видим знакомые фигуры странствующего рыцаря на коне и его неизменного спутника на ослике.

Они всегда в пути… Они всегда в памяти людей, как символ добра, благородства и подлинного гуманизма.