Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Любовь к трём апельсинам

Композитор
Сергей Прокофьев
Автор либретто
Сергей Прокофьев
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик
Режиссер-постановщик
Режиссер по пластике и хореограф
Художник-постановщик
Художник по костюмам
Художник по свету
Видеохудожник
Главный хормейстер
Жанр
Опера
Количество актов
4
Язык исполнения
русский
Оригинальное название
Любовь к трём апельсинам
Продолжительность
2 часа 20 минут (один антракт)
Дата премьеры
10.06.2016
Возрастное ограничение
12+
 

"Любовь к трем апельсинам" – опера про театр. И большинство спектаклей так и ставят, используя известный прием  "театр в театре". Нам хотелось выйти за пределы традиции, выйти из театра.

Сочиняя этот спектакль, мы представили себе, что в результате какого-то инцидента на улице вдруг столкнулись пожарные, полиция, скорая помощь, и, конечно, журналисты. И это уже был повод для рождения спектакля, потому что театр, как известно, родился на площади. В результате мы пришли к чему-то вроде уличного театра, когда история завязывается среди обычных людей, оказавшихся в экстремальных обстоятельствах.

Еще это история про то, что нельзя унывать. Про торжество смеха, искусство смеха. Прокофьев писал в мемуарах, что сочинял веселый спектакль. Про то, что если люди – хотя бы один человек или даже планета людей  - способны к самоиронии, то мир не безнадежен. Вот и мы позволили себе немного подурачиться.

Александр Титель

Мировая премьера: 30 декабря 1921 года
Auditorium Theatre, Чикаго

Первое исполнение в Московском академическом
Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко: 25 декабря 1979 года

Премьера спектакля в Латвийской национальной опере: 7 декабря 2013 года

Премьера новой редакции: 10 июня 2016 года

Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко






Фотографии ^


Состав ^


Либретто^


ПРОЛОГ
Трагики, Комики, Лирики и Пустоголовые спорят, какой театральный жанр предпочтительней. Чудаки прогоняют спорящих и объявляют начало представления.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Король и его советник Панталон скорбят по поводу болезни Принца, вызванной пристрастием к трагической поэзии. Заключение медиков: непреодолимое ипохондрическое явление. Только смех, возможно, вылечит Принца. Панталон уговаривает Kороля поручить Труффальдино устроить игры, празднества и вакханалии.
Маг Челий, выступающий на стороне Короля, и ведьма Фата Моргана, поддерживающая первого министра Леандра и Клариче (племянницу Короля и любовницу Леандра), играют в карты в окружении чертенят, чтобы определить, кто одержит верх. Челий проигрывает три раза подряд.

Клариче убеждает Леандра убить Принца, чтобы трон достался ей. Трагики одобряют такой исход. Разговор подслушивает Смеральдина. Когда Леандр обнаруживает ее, Смеральдина признается, что служит Фата Моргане, и открывает, что Фата Моргана поддерживает Леандра.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Труффальдино безуспешно пытается рассмешить Принца. Ничего не добившись, он силой увлекает Принца на праздник, который он устроил для его выздоровления. Перед глазами Принца разворачиваются праздничные увеселения, но он остается к ним равнодушным. Фата Моргана лично является на праздник в виде нищей старухи, чтобы не допустить исцеления Принца. Труффальдино пытается прогнать ее, Фата Моргана падает, и тут Принц неожиданно смеется. К его смеху присоединяются все остальные, кроме Леандра и Клариче. Разгневанная ведьма проклинает Принца «любовью к трем апельсинам». Принц тут же пускается на их поиски в компании Труффальдино.

АНТРАКТ

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Челий вступает в переговоры с дьяволом Фарфарелло, желая спасти своих любимцев. Но Фарфарелло не слушает его, ведь Маг проиграл их в карты. Тогда Челий сообщает Принцу и Труффальдино, где хранятся три апельсина, и предупреждает, что апельсины можно открывать только вблизи воды. Он также вручает Труффальдино волшебный бантик, с помощью которого, возможно, удастся утихомирить грозную Кухарку, стерегущую апельсины в царстве жестокой Креонты. Туда они добираются, увлекаемые ветром, пущенным Фарфарелло.

Стоило кухарке отвлечься на Труффальдино, как Принц похищает апельсины, и друзья спешат покинуть страшное царство Креонты.

Принц и Труффальдино очутились в пустыне, а апельсины выросли большими и тяжелыми. Пока принц спит, Труффальдино, мучимый жаждой, открывает два апельсина. Из них появляются принцессы Линетта и Николетта и тут же просят дать им пить. Но где взять воду в пустыне? Принцессы умирают, a потрясенный Труффальдино в ужасе убегает. Когда Принц просыпается, он вскрывает последний апельсин, из которого показывается принцесса Нинетта. Принц и Нинетта тут же влюбляются друг в друга. Чудаки, сжалившись, выносят на сцену ведро воды, благодаря чему Нинетта не умирает. Герой желает взять Нинетту в жены и зовет ее во дворец, но она просит, чтобы он сперва предупредил Короля и принес ей подобающее платье. В его отсутствие Фата Моргана превращает Нинетту в огромную крысу и подменяет ее Смеральдиной. Когда Принц с Королем и придворными возвращается, то Смеральдина убеждает всех, что обещание жениться было дано именно ей.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Челий и Фата Моргана встречаются и обвиняют друг друга в нечестной игре. Чудаки вмешиваются в перепалку и заманивают ведьму в ловушку. Челий спешит на выручку Принцу.

Челий снимает чары с Нинетты. Заговорщиков разоблачают и приговаривают к казни, но Фата Моргана помогает им бежать. Все славят Короля, Принца и Принцессу.