Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Каменный цветок

Композитор
Сергей Прокофьев
Автор либретто
Сергей Прокофьев и Мира Мендельсон-Прокофьева
Балетмейстер-постановщик
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик
Дирижер
Художник-постановщик и художник по костюмам
Художник по свету
Жанр
Балет
Количество актов
2
Оригинальное название
Каменный цветок
Продолжительность
2 часа 05 минут (один антракт)
Дата премьеры
12.12.2008
Возрастное ограничение
6+
 

"Каменный цветок" в постановке Юрия Григоровича увидел свет в 1957 году в стенах Кировского (ныне Мариинского) театра. А в 1959 году был перенесен на сцену Большого театра.

Премьера "Каменного цветка" обозначила  расставание с драмбалетом и начало нового этапа истории русского советского балета, абсолютным лидером которого стал Юрий Григорович. С "Каменного цветка" началось его сотрудничество с Симоном Вирсаладзе, оказавшимся настоящим сотворцом балетмейстера. В "Каменном цветке" танцевали многие звезды русского советского балета 60-70-х годов: И. Колпакова, А. Осипенко, А. Грибов, Ю. Соловьев, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев, Н. Тимофеева…

В Москве "Каменный цветок" не шел с 1994 года. Постановка, осуществленная в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в 2008 году – первая встреча балетной труппы театра с Ю.Н. Григоровичем.




Фотографии ^


Состав ^


Либретто^


ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Картина первая.

Уральский мастер-камнерез Данила мечтает создать чудесный каменный цветок. В поисках заветного образа ему помогает Катерина. Они любят друг друга и счастливы.

Картина вторая.

На помолвку Катерины и Данилы незвано является барский приказчик Северьян. Он затевает ссору с Данилой и расстраивает помолвку. Катерина уходит, и Данила остается наедине со своими думами. Он тщетно пытается открыть тайну камня, которую охраняет от людей Хозяйка Медной горы.

Картина третья.

В отчаянии и с надеждой Данила устремляется на Змеиную горку, во владения Хозяйки Медной горы, и она волшебно возникает перед ним – неуловимая и таинственная, то в облике ящерки, то в облике «малахитовой девки». Она манит мастера в подземные чертоги.

Картина четвертая.

Подземелье Хозяйки. По знаку волшебницы мертвая природа оживает – камни, сверкая острыми гранями и переливаясь разными красками, являют Даниле заветный каменный цветок. Данила, восхищенный увиденным, склоняется перед владычицей неземной красоты.


АНТРАКТ

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Картина  пятая.

Во владениях Хозяйки Медной горы Данила познает секреты истинного творчества. Хозяйка полюбила талантливого творца, и не хочет расставаться с ним. Чтобы удержать гостя здесь навсегда, она решает сделать его своим «горным мастером».

Картина шестая.

Катерина в избе  тоскует об исчезнувшем Даниле. Она отвергает грубые домогательства Северьяна и отправляется на поиски своего избранника.

Картина седьмая. 

Поиски приводят Катерину на ярмарку, и она вновь сталкивается с пьяным Северьяном, гуляющим с цыганами. Он преследует девушку и пытается увести Катерину с собой. Она убегает, он бросается  за ней вдогонку. Однако перед ним возникает другая, странная девушка – и тотчас ноги Северьяна прирастают к земле. Он с трудом отрывает их и все же устремляется за незнакомкой, которая манит его за собой.

Картина восьмая.

Лишь прибежав на Змеиную горку, Северьян понимает, что перед ним грозная волшебница – Хозяйка Медной горы. Он молит о пощаде, но Хозяйка казнит «зверя и убойцу», приказывая недрам расступиться и поглотить Северьяна.

Сюда же на Змеиную горку приводят поиски Катерину, сердце подсказывает ей, что Данила где-то близко. Она зовет его. На зов откликается Хозяйка и возникает перед Катериной. Девушка бросается к ней и молит вернуть суженого. Безграничная человеческая любовь трогает Хозяйку, и она возвращает Данилу в его земной мир – к людям и невесте.