Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Сказки Гофмана

Композитор
Жак Оффенбах
Автор либретто
Жюль Барбье
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик
Режиссер-постановщик
Художник-постановщик
Художник по костюмам
Художник по свету
Жанр
Опера
Количество актов
3
Язык исполнения
французский
Оригинальное название
Les Contes d'Hoffmann
Продолжительность
2 часа 50 минут (один антракт)
Дата премьеры
05.05.2011
Возрастное ограничение
12+

маска.jpg
Спектакль - лауреат Российской Национальной театральной Премии "Золотая Маска" 2012 года в 2 номинациях ("лучший спектакль в опере"; "лучшая работа дирижера").

 

Единственная опера великого мастера оперетты Жака Оффенбаха, его последнее сочинение.

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко музыка "Сказок Гофмана" звучала не один раз. В 1946 году дирижер Е.А. Акулов и режиссер П.А. Марков (выдающийся русский критик тесно сотрудничал с Музыкальным театром в качестве режиссера) поставили спектакль по опере Оффенбаха, назвав его "Любовь поэта". В 1959 году дружественный нам берлинский театр "Комише опер" привозил на гастроли свою версию "Сказок Гофмана", а в 1987 году уже балетная труппа "Комише опер" показала хореографическую транскрипцию оперы Оффенбаха. В том же 1987 году на сцене Музыкального театра был показан спектакль Свердловского (ныне – Екатеринбургского) оперного театра "Сказки Гофмана", прошедший с феерическим успехом. Создателями спектакля "свердловского феномена" (так тогда называли этот уральский театр) были дирижер Евгений Бражник, режиссер Александр Титель и художник Валерий Левенталь.

И вот, четверть века спустя… 



Видео ^



Фотографии ^


Состав ^

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик
Линдорф, Коппелиус, Дапертутто, Миракль
Андрес, Кошниль, Питикиначчо, Франц

Либретто^


Пролог
Кафе рядом с театром, в котором любит проводить время писатель, художник и музыкант Гофман. Здесь весело и шумно. Здесь можно забыть о жизненных невзгодах.
Сегодня в театре дают “Дон Жуана” Моцарта. Донну Анну поет оперная примадонна Стелла. Она послала влюбленному в нее Гофману записку с ключом от своей гримерной комнаты. Но записку перехватывает советник Линдорф, также добивающийся благосклонности Стеллы.
Входит Гофман со своим верным спутником Никлаусом. Завсегдатаи кафе предвкушают веселый вечер: Гофман славится неистощимым остроумием. По просьбе друзей он поет шуточную песенку о Кляйнзаке. Однако мысли Гофмана прикованы к Стелле. Он начинает путать куплеты: теперь он поет уже не о Кляйнзаке, а о своей возлюбленной. Один из друзей поэта, Натанаэль, уверяет, что Гофман вновь влюблен. Но поэт лишь смеется.
В беседу вступает дотоле молчавший Линдорф. Он сомневается, в состоянии ли Гофман вообще любить кого-нибудь. Задетый замечанием, Гофман готов поведать о своих сердечных увлечениях. Фантазируя, он словно стремится разгадать, кто же в действительности его возлюбленная Стелла, что представляет собой та, в которой воплотились для поэта “три души, три сердца”. Он начинает рассказ, вовлекая в действие всех окружающих.

Рассказ первый. Олимпия
Изобретатель Спаланцани при помощи таинственного оптика Коппелиуса создал необыкновенную девушку Олимпию. Гофман видел ее лишь однажды, в окне. Этого достаточно для поэта: он влюблен. Надеясь познакомиться с Олимпией, Гофман начинает брать у Спаланцани уроки физики.
Неожиданно появляется Коппелиус, пришедший получить у Спаланцани деньги, которые тот остался должен ему за работу. Чтобы отделаться от Коппелиуса, Спаланцани дает ему чек на лопнувший банк. Коппелиус успевает продать Гофману волшебные очки. Надев их, тот находит Олимпию еще более прекрасной.
Пришло время продемонстрировать всем таланты Олимпии. Приглашенные слушают очаровательную песенку, которую поет для них Олимпия. Гофман пленен ее голосом, он объясняется Олимпии в любви. Девушка отвечает лишь односложными репликами, но волшебные очки делают свое дело…
Возвращается взбешенный Коппелиус. Он понял, что Спаланцани обманул его, и решает отомстить.
Начинаются танцы. Олимпия кружится все быстрее. Гофман не в силах продолжать этот бешеный танец. Посетители в восторге от вечера. Внезапно скандал – Коппелиус изувечил Олимпию. Гофман в отчаянии – он понимает, что был влюблен в автомат…

АНТРАКТ

Рассказ второй. Джульетта
Венеция. Гофман и Никлаус проводят время в обществе актрисы и куртизанки Джульетты. Шлемиль, любовник Джульетты, ревнует ее к Гофману. Но поэту кажется, что он равнодушен к чарам Джульетты: “Разве можно любить куртизанок?”
Эти слова слышит Дапертутто. Он приказывает Джульетте соблазнить Гофмана и похитить его отражение при помощи волшебного бриллианта. Как только Гофман потеряет свое отражение, он, как и Шлемиль, будет во власти Дапертутто. Послушная злой воле, Джульетта покоряет Гофмана и получает его отражение.
Чтобы завладеть ключом от спальни Джульетты, Гофман дерется на дуэли со Шлемилем и убивает его. Гофман бросается вслед за куртизанкой, но видит лишь удаляющуюся гондолу: Джульетта предпочла поэту нового любовника – Питикиначчо.

Рассказ третий. Антония
Дом скрипичного мастера Креспеля в провинциальном немецком городке. Сюда он тайно увез свою дочь Антонию, которая мечтает о сцене. Она унаследовала от матери – знаменитой певицы – уникальный голос. Но вместе с голосом к Антонии перешла и мучительная болезнь, от которой умерла ее мать. Пение способно ускорить трагическую развязку. Креспель надеется спрятать свою дочь и от страшного доктора Миракля, погубившего ее мать, и от влияния влюбленного в Антонию Гофмана, поощрявшего ее занятия музыкой.
Но Гофман находит Антонию. Находит ее и Миракль. Гофман случайно подслушивает разговор Креспеля с Мираклем и узнает, что Антония больна. Он берет с нее обещание никогда не петь, забыть мечты о сцене и посвятить свою жизнь семье.
Едва уходит Гофман, появляется Миракль. Он искушает Антонию мечтами о славе знаменитой певицы, о цветах и аплодисментах. Антонии кажется, что мать зовет ее на сцену. Под адский аккомпанемент Миракля она поет все более увлеченно и страстно и вскоре падает замертво.
Креспель тщетно пытается спасти свою дочь…

Эпилог
Окончен рассказ Гофмана. Окончен и спектакль в театре. Стелла заходит в кафе, но напрасно она ищет Гофмана.