Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Тангейзер

Композитор
Рихард Вагнер
Автор либретто
Рихард Вагнер
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик
Режиссер-постановщик
Художник-постановщик
Художник по костюмам
Художник по свету
Видеохудожник
Главный хормейстер
Жанр
Опера
Количество актов
3
Язык исполнения
французский и немецкий
Оригинальное название
Tannhäuser und der Sängerkrieg auf Wartburg
Продолжительность
3 часа 45 минут (два антракта)
Дата премьеры
27.09.2013
Возрастное ограничение
16+
 

В 1842 году Вагнер после трех лет, проведенных в Париже, вернулся в Германию: король Саксонии пригласил его занять пост придворного капельмейстера в Дрездене. По дороге композитор проезжал через Тюрингию и впервые увидел замок Вартбург – один из символов германской истории и культуры. Через три года в Дрездене состоялась премьера "Тангейзера". В этой опере Вагнер впервые обращается к германским легендам и преданиям. В дальнейшем они станут сутью его творчества.

Этот биографический факт – переход Вагнера из одной культурной среды в другую, контрастную по отношению к первой – стал отправной точкой постановочного решения. Париж в то время отличался самыми свободными в Европе нравами. После того, как в 1804 году был принят Кодекс Наполеона, гарантировавший широкие гражданские права, Франция стала прибежищем людей, чья жизнь не укладывалась в рамки строгой морали. Это город салонов, город роскоши и развлечений. Вагнер пытался завоевать столицу любви, но тщетно. Париж не слышал его музыки и не обратил особого внимания на критические памфлеты.

При постановке "Тангейзера" часто объединяют различные редакции оперы. Но "Тангейзер" – это еще и единственная опера Вагнера, имеющая авторскую редакцию на другом языке. Готовясь к парижской премьере 1861 года, Вагнер принимал участие в работе над переводом. Это дает возможность исполнять «французские» сцены на французском языке – более мелодичном и чувственном, чем немецкий. Противопоставление двух языков помогает нам глубже вникнуть в суть оперы, повествующей о конфликте гедонистического и сакрального. Тангейзер устремляется от одной крайности к другой, не находя спокойствия ни на одном из полюсов.

Микус Чеже



Видео ^



Фотографии ^


Состав ^


Либретто^


ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Несколько лет провел Тангейзер в царстве богини любви Венеры. Но как ни прекрасна жизнь вдали от житейских тревог, он хочет вернуться в обычный мир. Тангейзер просит отпустить его. Напрасно напоминает ему Венера о прежних наслаждениях, напрасно грозит грядущими страданиями: Тангейзер непреклонен.
Вид родных краев вызывает у Тангейзера глубокое волнение. Он видит пилигримов, идущих на покаяние в Рим. Появляется ландграф Герман и сопровождающие его миннезингеры. Они удивлены неожиданному возвращению Тангейзера и зовут его с собой, но тот отказывается. Однако имя Елизаветы, названное Вольфрамом фон Эшенбахом, заставляет его изменить свои намерения.

АНТРАКТ 

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Радостно встречает Тангейзера Елизавета. Вольфрам фон Эшенбах оставляет их наедине. Вошедший ландграф рассказывает о предстоящем состязании певцов. Елизавета надеется, что победителем станет Тангейзер, в которого она влюблена. Собираются гости. Ландграф объявляет тему состязания: любовь. Тот, кто лучше других воспоет это чувство, получит руку Елизаветы.
Первым по жребию поет Вольфрам фон Эшенбах. Он рассказывает о возвышенной и чистой любви. Тангейзер вступает в спор с ним и другими певцами. Он поет страстный гимн, посвященный Венере. Все возмущены дерзкой выходкой. На защиту Тангейзера встает лишь Елизавета.
Ландграф объявляет, что Тангейзер будет изгнан и не вернется в родные края, пока не очистится от греха. Вместе с толпой пилигримов Тангейзер уходит в Рим.

АНТРАКТ 

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Елизавета и Вольфрам встречают возвращающихся пилигримов, но Тангейзера среди них нет. Елизавета молит небеса принять ее жизнь в искупление грехов Тангейзера. Вольфрам тщетно пытается удержать ее. Оставшись один, он поет гимн вечерней звезде, поверяя ей свою любовь к Елизавете. Внезапно появляется еще один усталый пилигрим. Вольфрам узнает в нем Тангейзера. Тот рассказывает о своем паломничестве. Отпустив грехи другим пилигримам, папа произнес страшный приговор: как не зацветет в руках его посох, так не будет никогда прощен Тангейзер. Теперь он возвращается в царство Венеры. Его зовет обитель наслаждений.
Пытаясь удержать Тангейзера, Вольфрам произносит имя Елизаветы. Тангейзер останавливается. Приближается траурное шествие с известием о смерти Елизаветы. Тангейзер падает замертво.
Хор пилигримов возвещает чудо: папский посох зацвел, Тангейзер прощен.