Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Хованщина

Композитор
Модест Мусоргский
Автор либретто
Модест Мусоргский
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик
Режиссер-постановщик
Художник-постановщик
Художник по костюмам
Художник по свету
Главный хормейстер
Жанр
Опера
Количество актов
5
Язык исполнения
русский
Оригинальное название
Хованщина
Продолжительность
3 часа 30 минут (один антракт)
Дата премьеры
18.02.2015
Возрастное ограничение
12+

маска.jpg
Спектакль - лауреат Российской Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска» 2016 года в номинации "лучший спектакль в опере"

 

"А что, если Мусорянин да грянет по Руси-матушке! Ковырять чернозем не впервые стать, да ковырять не по удобренному, а в сырье хочется, не познакомиться с народом, а побрататься жаждется: страшно, а хорошо! Что тогда? Не ведомо мне, что ли, на что отзвук дать? Не чую, где сила кроется, где правда глаза застилает, да, пожалуй, и ноздри: чихнешь с досады!

Черноземная сила проявится, когда до самого днища ковырнешь. Ковырнуть чернозем можно орудием состава ему постороннего. И ковырнули же в конце XVII-го Русь-матушку таким орудием, что и не распознала сразу, чем ковыряют, и, как чернозем, раздалась и дыхать стала. Вот и восприняла сердечная разных действительно и тайно статских советников, и не дали ей многострадальной опомниться и подумать: "куда прет?" Сказнили неведущих и смятенных: сила! А приказная изба все живет и сыск тот же, что и за приказом; только время не то: действительно и тайно статские мешают чернозему дыхать. Прошедшее в настоящем – вот моя задача.

"Ушли вперед!" – врешь, там же! Бумага, книга ушла – мы там же. Пока народ не может проверить воочию, что из него стряпают, пока не захочет сам, чтобы то или то с ним состряпалось, – там же!"


М.П. Мусоргский
Из письма к В.В. Стасову
Июнь 1872 года

Мировая премьера: 21 февраля 1886 года
Музыкально-драматический кружок в Зале Кононова, Санкт-Петербург

Премьера постановки в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко: 18 февраля 2015 года

Оркестровка Дмитрия Шостаковича
Завершение оперы Владимира Кобекина


СПЕКТАКЛЬ УДОСТОЕН ПРЕМИИ МОСКВЫ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ЗА 2016 ГОД.







Фотографии ^


Состав ^

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик
Князь Иван Хованский, начальник стрельцов
Князь Андрей Хованский
Досифей, глава раскольников
Эмма, девушка из Немецкой слободы
Сусанна, старая раскольница

Либретто^


ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Утро после стрелецкого мятежа

Москва затихла после стрелецкого бунта, во время которого было пролито немало крови.

 

Донос

Шакловитый диктует подьячему донос, в котором называет зачинщиками смуты отца и сына Хованских.

 

Списки на столбе

Подьячий читает пришлым людям выбитые на столбе имена убитых и сосланных в результате мятежа.

 

«Большой идет!»

Появляется князь Иван Хованский, командующий стрельцами. Он ведет свои отряды в обход по Москве.

 

Андрей и Эмма

Сын Ивана Хованского Андрей преследует приглянувшуюся ему жительницу Немецкой слободы Эмму. Девушку защищает Марфа – бывшая возлюбленная Андрея Хованского.

 

«Почто беснуетесь?..»

Возвращается Иван Хованский. Увидев красавицу-немку, он велит стрельцам отвести ее к себе. Андрей не хочет уступить девушку отцу. Готовую начаться схватку останавливает предводитель раскольников Досифей. Он призывает забыть распри и объединиться перед лицом надвигающейся беды – раскола и гибели Руси.


ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Гадание

Марфа, приглашенная к князю Голицыну, предсказывает всесильному фавориту царевны Софьи скорую опалу и ссылку. Напуганный Голицын отдает приказ утопить Марфу на Болоте.

 

Заговор князей

К Голицыну приходит князь Иван Хованский. Следом появляется Досифей, в мирском прошлом князь Мышецкий. Каждый из князей претендует на власть, и они не в силах договориться о совместных действиях. Вернувшаяся Марфа рассказывает, что ее спасли петровские солдаты. Шакловитый приносит пугающую новость: юный царь Петр получил донос на Хованских.


АНТРАКТ

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

«Страшная пытка любовь моя...»

Раскольница Сусанна упрекает Марфу в том, что она уступает греховному искушению. Марфу защищает Досифей.

 

«Спит стрелецкое гнездо...»

Пришедший в Стрелецкую слободу Шакловитый мечтает о сильной руке, которая спасет Русь от врагов.

 

«Батя, батя, выди к нам...»

Просыпаются стрельцы. Подьячий приносит им весть о том, что войска Петра уже невдалеке.

Стрельцы зовут Ивана Хованского, чтобы выслушать его приказ. Но Хованский отказывается вести стрельцов на бой и приказывает разойтись по домам.


ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ

Расправа

На душе у Ивана Хованского неспокойно, хотя он чувствует себя в безопасности в собственном доме. Хованский отмахивается от предостережения, которое передает ему клеврет князя Голицына, и падает жертвой подосланных Шакловитым убийц.

Опального князя Голицына увозят в ссылку. Стрельцов, уже положивших головы на плахи, милует царь Петр.


ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ

Скит

Досифей призывает раскольников к мученической смерти. Собравшись вместе, они совершают самосожжение.