Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Геннадий Проваторов


Российский и белорусский дирижёр.  Окончил Московскую консерваторию как пианист у А. Б. Гольденвейзера (1952), а затем как дирижёр у К. П. Кондрашина и А. В. Гаука (1956).

В 1955—1961 годах — дирижёр симфонических оркестров Московской областной, Харьковской и Днепропетровской филармоний, в 1961—1965 годах — Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В 1962 году Проваторов дирижировал премьерой второй редакции оперы Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова», затем записав её (запись удостоена во Франции Grand Prix du Disque 1966 года).

В 1965—1968 годах — главный дирижер Одесского театра оперы и балета. В 1968—1971 годах — главный дирижер Ленинградского Малого театра оперы и балета, в котором под руководством Проваторова были поставлены, в частности, оперы «Бенвенуто Челлини» Берлиоза (впервые в СССР) и «Турандот» Пуччини, балеты Стравинского «Весна священная», «Петрушка», «Жар-птица». В 1971—1981 годах был главным дирижёром Симфонического оркестра Куйбышевской филармонии, с которым гастролировал в Англии, Норвегии, Китае, Германии, Югославии, Польше, Японии, Испании и других странах мира.

С 1984 года жил и работал в Беларуси. В 1984—1989 годах возглавлял Государственный академический театр оперы и балета Белорусской ССР, продолжал с ним работать и в последующие годы; среди постановок Проваторова — оперы Мусоргского «Хованщина» (2003) и Прокофьева «Война и мир», балеты Чайковского «Лебединое озеро» и Прокофьева «Ромео и Джульетта», а также произведения белорусских композиторов — премьеры оперы «Визит дамы» Сергея Кортеса (1995) и балета «Страсти (Рогнеда)» Андрея Мдивани (1996).

С 1991 по 1996 занимал должность музыкального руководителя и главного дирижёра Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Осуществил возобновления постановок опер «Евгений Онегин» (реж. К.С. Станиславский) и «Пиковая дама» (реж. Л.Д. Михайлов), дирижировал премьерами спектаклей «Руслан и Людмила М.И. Глинки (реж. А.Б. Титель) и «Отелло» А. Мачавариани (хореография и постановка Д. А. Брянцева).

В 1998—1999 годах возглавлял Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь.
Был профессором Белорусской государственной академии музыки. Среди учеников: Евгений Степанцов, Петр Вандиловский, Вячеслав Волич, Иван Костяхин, Михаил Снитко, Владимир Оводок.


Звания

  • (1981) Народный артист РСФСР

Места работы

  • Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (1961 — 1965) (дирижёр)
  • Ленинградский академический Малый театр оперы и балета (1968 — 1971) (главный дирижёр)
  • Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (1991 — 1996) (музыкальный руководитель и главный дирижёр)

Образование

  • Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского (до 1952)
  • Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского (до 1956)