Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Вячеслав Сук


Российский и советский дирижёр и композитор чешского происхождения. Родился в 1861 году. В 1879 году окончил Пражскую консерваторию (по классу скрипки). С 1880 жил в России. Был скрипачом-концертмейстером частной оперы И. Я. Сетова в Киеве (1880—82), оркестра Большого театра (1882—85). 

Карьера Сука как оперного дирижера началась в 1885 году. В течении 20 лет он сотрудничал с частными труппами в Харькове, Киеве, Одессе, Казани, Саратове, Москве, Петербурге и др. Особенно плодотворной была его деятельность в оперных труппах антрепренера А.Церетели. В Харькове выступил в роли дирижёра-постановщика  «Андре Шенье» Джордано (1897), тем самым осуществив русскую премьеру этой оперы. В петербургском театре «Новая опера» под руководством Церетели Сук продирижировал  мировой премьерой «Пана воеводы» Римского-Корсакова (1904). Работа дирижёра в этой постановке заслужила высокую оценку великого композитора.

В 1906 Сук дебютирует в Большом театре вердиевской «Аидой». За годы работы в театре им осуществлены постановки таких спектаклей, как : «Садко» (1906), «Осуждение Фауста» Берлиоза, «Нерон» Рубинштейна, «Руслан и Людмила» Глинки, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова (все спектакли – 1907),  «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (московская премьера), «Евгений Онегин» и Лоэнгрин» (все спектакли – 1908). 1909 год ознаменовался постановками «Майской ночи» и «Золотого петушка» (вскоре после мировой премьеры в Оперном театре Зимина).  Несмотря на то, что в Большом театре официально отсутствовала должность главного дирижера, он фактически выполнял эту функцию, став преемником И.Альтани.

В 1910-12 гг. Большой театр предпринял впервые в своей истории постановку полного цикла вагнеровского «Кольца нибелунга». Операми «Валькирия» (1910) и «Зигфрид» (1912) дирижировал Сук (две других части тетралогии прошли под управлением Э.Купера). Среди его дальнейших работ в театре, наряду с текущим репертуаром, новые постановки опер «Манон» Массне (1915) и «Чародейки» Чайковского (1916), новые версии «Китежа» (1916), «Аиды» (1917).
После Октябрьского переворота Сук остается на своей новой родине и принимает участие в дальнейшей деятельности Большого театра. В числе новых постановок дирижера «Дубровский» Направника (1918), «Валькирия» (1919), «Осуждение Фауста» (1921), «Кармен» (1922), «Аида» (1922), «Лоэнгрин» (1923), «Саломея» Р.Штрауса (1925), «Китеж» (1926), «Пиковая дама» (1927). Последней постановкой дирижера в Большом театре стала «Хованщина» (1928).

В 1924 году Сук, продолжая свою творческую деятельность в Большом театре, получил приглашение в Оперную студию имени К.С. Станиславского. В 1925-33 гг. маэстро был главным дирижером коллектива (в 1926 студия получила статус Студии-театра, а в 1928 переименована в Государственный Оперный Театр имени народного артиста Республики К.С. Станиславского).


С первых дней работы в Студии дирижер начал работу совместно со Станиславским над оперой «Царская невеста». 28 ноября 1926 года состоялась премьера этой постановки. Это был первый спектакль в новом помещении Студии-театра – Дмитровском театре (Большая Дмитровка, 17).
В 1927 году Сук исполняет здесь же «Богему», в 1928 «Майскую ночь» (обе постановки К.С. Станиславского). В качестве музыкального руководителя Сук ставит также оперы «Борис Годунов» (1929, дирижер М.Жуков), «Пиковая дама» (1930, дирижер Б.Хайкин). Последней постановкой маэстро стал «Золотой петушок» (1932, дирижер Жуков).

Вячеслав Иванович Сук был также крупным симфоническим дирижером. В дореволюционные годы проводил концерты РМО, выступал с оркестрами Московской консерватории, Большого театра. В 1926-29 был дирижером Московской филармонии. Вел педагогическую деятельность, был профессором Московской консерватории.


Звания

  • (1925) Народный артист РСФСР

Места работы

  • Государственный академический Большой Театр (1906 — 1933) (главный дирижёр)
  • Государственный Оперный Театр имени народного артиста Республики К.С. Станиславского (1925 — 1933) (главный дирижёр)