Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Пётр Вильямс


Советский живописец, график, сценограф и театральный художник. Родился в семье американского ученого-технолога В. Р. Вильямса, принявшего в 1896 русское подданство. С 1909 посещал частную школу-студию В. Н. Мешкова. В 1918 поступил на медицинский факультет Московского университета. В том же году оставил его, чтобы целиком посвятить себя искусству. В 1918–1924 учился во Вторых Государственных свободных художественных мастерских (созданы на базе МУЖВиЗ), затем — во ВХУТЕМАСе у К. А. Коровина, И. И. Машкова, Д. П. Штеренберга, П. П. Кончаловского, В. В. Кандинского, А. В. Шевченко. По окончании Вхутемаса стажировался в Италии, Франции и Германии. В 20-е гг. успешно работал в области станковой живописи, создал ряд заметных произведений, в том числе и на театральные темы - портреты Вс. Мейерхольда (1925 г. ), С. Мартинсона (1927 г. ), В. Качалова (1929 г.), "Акробатка" (1927 г. ) и др. Иллюстрировал детские книги.

В 1924 вошел в группу «Конкретивисты». В 1925 стал одним из основателей и активных участников Общества художников-станковистов (ОСТ), которое в своем уставе провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине». В Общество, помимо Вильямса, вошли также А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Д. Гончаров, А. А. Лабас, Д. П. Штеренберг, Н. Ф. Денисовский и другие. После распада ОСТа в 1931, вошел в творческое объединение «Изобригада», члены которого выдвинули принцип «политического реализма».

В 1929 г. попробовал себя как театральный художник, приняв участие в постановке пьесы М. Уоткинса "Реклама" во МХАТе. Петр Вильямс стремился внедрить на сцену принцип станковой изобразительности, "дать впечатление станковой картины". Он использовал огромные панно-задники, пейзажного, сюжетного или портретного характера ("Пиквикский клуб" по Ч. Диккенсу  и "Мольер" М. Булгакова во МХАТе., "Травиата" Дж. Верди  и "Чио-Чио-сан" Дж. Пуччини в Музыкальном театре имени Вл. Немировича-Данченко, а затем - иллюзорно-объемные декорации ("Тартюф" Ж.-Б. Мольера во МХАТе, "Дон Кихот" по М. де Сервантесу в Театре имени Евг. Вахтангова и др. Для достижения пространственности сценического пейзажа Вильямс одним из первых на советской сцене применил тюль, транспаранты и аппликацию.

С 1937 работал художником в Большом театре. В 1941 г. Петр Вильямс занял пост главного художника Большого театра, создал костюмы и декорации к операм: «Поднятая целина» И. И. Дзержинского (1937), «Иван Сусанин» М. И. Глинки (1939), «Валькирия» Р. Вагнера (1940), «Травиата» Верди, «Севильский цирюльник» Дж. Россини (обе — 1942), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1944), балетам: «Кавказский пленник» Б. В. Асафьева (1938), «Лебединое озеро» Чайковского (1941). За спектакли "Ромео и Джульетта", "Вильгельм Телль" и "Золушка" - он был удостоен Сталинской (Государственной СССР) премии. 

Художник вел педагогическую работу, в 1947 г. стал профессором Московского института прикладного и декорационного искусства.



Звания

  • (1944) Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

  • (1941) Лауреат Сталинской премии
  • (1942) Лауреат Сталинской премии
  • (1946) Лауреат Сталинской премии

Образование

  • ВХУТЕМАС (1919 — 1924)