Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Мария Сорокина


Мария Сергеевна Сорокина родилась в 1911 году в многодетной семье московского пожарника.

Проучившись два года в хореографическом училище при Большом театре, в 1925 году Сорокина пришла в Театральный техникум им. Луначарского. По окончании техникума она вступила в труппу Московского драматического балета под руководством Н.С. Греминой, где ей довелось исполнять совершенно разные по образному наполнению партии.

Концертные номера, построенные на классической хореографии, чередовались в её репертуаре с такими партиями, как Корабельный кок в "Морском скетче" Милютина (1929, балетмейстер Н.С. Холфин), Сваха и Старая еврейка в спектакле "Три свадьбы" (балет на сборную музыку поставлен Н.С. Холфиным совместно с балетмейстером Е.А. Менес и режиссёром С.М. Михоэлсом).

В 1932 году Сорокина с группой своих коллег-артистов пришла в коллектив Московского художественного балета, где и прослужила до конца своей жизни. Первые два года Сорокина дублировала Викторину Кригер, но исполнение этих партий не раскрывало её дарования драматической актрисы. Заглавная партия досталась ей внезапно – заболела Кригер, и в балет "Соперницы" потребовалось срочно ввести Сорокину. Молодая балерина щедро добавляла в роль Лизы-крестьянки весёлой непосредственности, игривости, задора. Партия Мельничихи в балете "Треуголка" (балет на музыку М. де Фальи и С.Н. Василенко, поставлен Н.С. Холфиным совместно с режиссёром Б.А. Мордвиновым, 1936 год) была создана для Марии Сорокиной и в сотворчестве с ней. Особо удались Сорокиной сцены, где она могла вволю проявить своё безобидное озорство – сцены розыгрыша Мельничихой незадачливых ухажёров. Эта партия укрепила комедийную сторону дарования артистки.

Широта актёрских способностей позволяла ей создавать глубоко драматические и трагедийные образы. Таковыми явились Зарема в «Бахчисарайском фонтане», Земфира в «Цыганах», Лола в одноимённом балете, Франческа в «Франческе да Римини». Среди других партий, исполненных на сцене МАМТа: Коломбина ("Карнавал" на музыку Р. Шумана), Тао Хоа ("Красный мак" Р. М. Глиэра), Медора ("Корсар" А.Адана). Вершиной творчества Марии Сорокиной стал образ юной свободолюбивой испанки Лолы в балете "Лола" в постановке балетмейстера Владимира Бурмейстера. Премьера балета С. Василенко состоялась в 1943 году. Патриотический настрой спектакля стал как нельзя более уместным в переломный год войны. Трагический образ молодой испанки, умирающей за Родину, оказался созвучным личности артистки. Она напоминала зрителям о героических подвигах современников, отдающих свою жизнь в борьбе с фашизмом. Эта партия была сложна тем, что ее надо было не только танцевать, но и сыграть. Сюжет балета представлял франко-испанскую войну 1808—1813 годов, где героиней была народная танцовщица испанка Лола. Она проникала в лагерь французов и соблазняла вражеского офицера, наливая ему отравленное вино. Но, чтобы не вызвать подозрений, Лола сама должна были пить это отравленное вино и умирала вместе с врагом.

Последней ролью Сорокиной стала Франческа ("Франческа да Римини", 1947).


Звания

  • (1940) Заслуженная артистка РСФСР

Места работы

  • Московский художественный балет В. Кригер (1932 — 1939) (солистка балета) 
  • Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко (1939 — 1941) (солистка балетной труппы)
  • Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (1941 — 1948) (солистка балетной труппы)

Награды

  • (1946) Лауреат Сталинской премии

Образование

  • Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС) им. Луначарского (до 1929)