Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Исаак Рабинович


Театральный художник.

Учился в Киевском художественном училище и в студии украинского живописца А. Мурашко.

Рабинович создавал конструктивистские декорации архитектурного типа, он превратил сценическое пространство в одно из важных средств театральной выразительности («Дон Карлос» Ф. Шиллера, 1922, театр «Комедия», Москва; «Лисистрата» Аристофана, 1923, Музыкальная студия МХАТ). Рабинович был также художником фильма Я. Протазанова «Аэлита» (1924).

В начале 1920-х гг. Рабинович сотрудничал с Московским государственным еврейским театром (ГОСЕТ). Первой его работой в театре стала постановка драмы «Гот фун некоме» («Бог мести») Ш. Аша (1921, режиссер А. Грановский); угловатые кубизированные формы предметов интерьера, сценическое пространство, силуэты действующих лиц, мрачный колорит, сумрачное освещение — все в спектакле было исполнено драматической выразительности, нагнетало атмосферу таинственности. В 1922 г. Рабинович оформил спектакль «Ди кишефмахерин» («Колдунья») А. Гольдфадена, оживив лаконичную конструктивистскую постройку элементами, несущими печать места и времени. Нагромождение причудливо расположенных бедных лачуг, соединенных между собой галереями, дополненное колоритными по фактуре и цвету деталями, создало на сцене мир местечка. С 1923 г. Рабинович жил в Москве и продолжал сотрудничество с еврейским театром — «Цвей хундерт тойзентер» («200 тысяч») по Шалом Алейхему, 1923; «Дер тойбер» («Глухой») Д. Бергельсона, 1930; «Тевье дер милехикер» («Тевье-молочник») Шалом Алейхема, 1938.

В постановках начала 1930-х гг. Рабинович создавал обобщенные и лаконичные образы («Пятый горизонт» П. Маркиша, 1932, Театр имени Евг. Вахтангова; «Тиль Уленшпигель» М. Лотара, 1931, Музыкальный театр имени В. Немировича-Данченко). В спектакле по пьесе П. Маркиша «Ди эрд» («Земля»; также «Нит гедайгет» — «Не унывайте», 1930, ГОСЕТ) Рабинович предложил метафорическое решение сценического пространства: слегка бугрящийся пол сцены, устланной полосами ткани, уподобляется вспаханному полю, которое воплощает мечту героев — строителей еврейской коммуны.

После 1932 года (кампания по борьбе с художественными группировками) Рабинович был вынужден отказаться от театральной условности. Несмотря на это, в новых постановках 1930 –1950 годов он добивался метафорической образности, подчеркивая в оформлении выразительную деталь («Евгений Онегин» П. Чайковского, 1933, Большой театр; «Гугеноты» Дж. Мейербера, 1934, Большой театр; «Борис Годунов», 1937, МХАТ; «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1940, Малый театр).

С 1955 года Рабинович был главным художником театра имени Евг. Вахтангова, оформил спектакли театра — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому, «Гамлет» У. Шекспира (обе работы — 1958).


Звания

(1936) Заслуженный деятель искусств РСФСР

Места работы

Государственный академический театр имени Е. Вахтангова (1955 — 1961) (главный художник)

Образование

Киевское художественное училище (1906 — 1912)