Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Павел Марков


Крупнейший театровед, критик, литературовед, режиссер.

В 1921 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. Параллельно, с 1918 года Марков работал в должности ученого секретаря научно-художественной комиссии и историко-театрального сектора ТЕО Наркомпроса, затем — в отделе академических театров. В 1920 году вместе с А.П. Зоновым, Н.М. Фореггером, В.В. Маяковским участвовал в создании Студии сатиры. С 1922 г. — ученый секретарь и председатель группы современного театра ГАХН. Начал публиковаться в 1919 году в таких изданиях как «Вестник театра», «Культура театра», «Театр и музыка», «Театральное обозрение», «Художественная жизнь» и др.

В 1924 году вышла первая книга П. Маркова «Новейшие театральные течения», принципиально важная для понимания эстетических тенденций времени.

В 1925 году, после выхода статьи о возобновлении «Горя от ума» во МХАТ, Марков был приглашен В.И. Немировичем-Данченко в Художественный театр на должность заведующего литературной частью. Маркову принадлежит важнейшая роль в формировании репертуара, появлении новых авторов на афише МХАТ. Благодаря его замыслам и усилиям в театре шли пьесы М.А. Булгакова, Вс. Иванова, Л.М. Леонова, В.П. Катаева, Ю.К. Олеши, А.Н. Афиногенова. Марков возобновил отношения театра с Максимом Горьким. В зоне его внимания были судьбы современных драматургов, в частности Ю. Олеши, Н. Эрдмана, Е. Замятина и др. В 1928 г. вместе с Н.П. Баталовым, Ю.А. Завадским, М.И. Прудкиным, И.Я. Судаковым, Н.П. Хмелевым Марков вошел в дирекцию МХАТа. Он принимал участие в выпуске спектаклей «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Бронепоезд 14-69» Вс. Вишневского, «Страх» А. Афиногенова, «Анна Каренина» и др., был одним из авторов инсценировки повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон». Деятельность Маркова оказывала влияние не только на Художественный театр, но и на современный театральный процесс в целом. В 1948 году П. Марков уходит с поста заведующего литературной частью (возобновит работу в качестве завлита в период с 1955 по 1959 год).

С 1933 по 1944 г. П. Марков — заведующий художественной частью, а с 1944 по 1949 гг. - художественный руководитель Музыкального театра имени В.И. Немировича-Данченко. Под руководством Немировича-Данченко им была поставлена опера Т.Н. Хренникова «В бурю» (1939, совместно с П.С. Златогоровым). Был режиссером спектаклей «Моцарт и Сальери» и «Кащей Бессмертный» (1944) Н.А. Римского-Корсакова, «Сказки Гофмана» (1946) Ж. Оффенбаха, «Нищий студент» К. Миллeкера (1945, совместно с Златогоровым).

В период с 1951 по 1955 год Марков - режиссёр и председатель литературного совета Малого театра. Осуществил постановки пьес «Северные зори» Н.Н. Никитина (1952), «Порт-Артур» А.Н. Степанова (1953, совместно с К.А. Зубовым), «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса (1955) и др. С 1955 по 1962 год как режиссёр МХАТа, участвует в постановке спектаклей "Золотая карета" Леонова (1957), "Братья Карамазовы" по Достоевскому (1960).

С 1939 года и до последних дней жизни П. Марков преподавал на театроведческом факультете ГИТИСа (профессор – с 1943 г.).


Звания

(1944) Заслуженный деятель искусств РСФСР

Места работы

  • МХАТ СССР им. М. Горького (1925 — 1948) (заведующий литературной частью)
  • Государственный Оперный Театр имени народного артиста Республики К.С. Станиславского (1933 — 1941) (заведующий художественной частью)
  • Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (1941 — 1944) (заведующий художественной частью)
  • Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (1944 — 1949) (художественный руководитель)
  • МХАТ СССР им. М. Горького (1955 — 1959) (заведующий литературной частью)

Награды

(1966) Лауреат Государственной премии РСФСР

Образование

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (до 1921)