Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Лев Михайлов


Оперный режиссер.

В 1948 году окончил студию при московском Камерном театре под руководством А.Я. Таирова, в 1953 году – режиссерский факультет ГИТИС им. А. В. Луначарского (мастерская Л. В. Баратова). С 1953 года – режиссер, затем главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета, где осуществил около 20 постановок, в том числе в 1958 году впервые в СССР поставил оперу Л. Яначека "Ее падчерица" ("Енуфа"), а также редко исполняющиеся оперы "Ермак" А.А. Касьянова, "Пан Воевода" Н.А. Римского-Корсакова.

В 1960-1980 годах – главный режиссер Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Осуществил здесь более 15 постановок, каждая из которых становилась событием московской культурной жизни. Его спектакли отличала органическая музыкальность, он добивался психологической достоверности действия при открытой условности сценических приемов, выразительности и остроте, зачастую даже дерзости художественной формы. Многие его работы (от "Хари Яноша" З. Кодаи, 1961, до "Любви к трем апельсинам" С.С. Прокофьева, 1979) были созвучны эпохе "театральной оттепели" с ее интересом к площадному зрелищу, балагану и театру масок, к наследию бурных 1920-х годов. В других (например, в "Пиковой даме" П.И. Чайковского, 1976) режиссер достигал мощного драматического накала, создавая ощущение обрушивающегося на зал "музыкального потока" и потока чувств.

Вслед за своим учителем и основоположником Музыкального театра Вл. И. Немировичем-Данченко Л.В. Баратовым Михайлов отводил в репертуаре значительное место современной опере, отечественной и зарубежной. Он работал со своими современниками – Д.Б. Кабалевским, С.М. Слонимским, А.А. Николаевым, В.И. Рубиным. Он первым после многолетнего запрета вернул в 1963 году на отечественные подмостки "Катерину Измайлову" Д.Д. Шостаковича, выбрав для постановки вторую редакцию оперы, еще не имевшую сценического воплощения. Завершил свой творческий путь постановкой оперы "Порги и Бесс" Дж. Гершвина.

Среди спектаклей, поставленных Л.Д. Михайловым в других театрах – "Война и мир" С.С. Прокофьева в театре "Комише опер" (Берлин, 1975), "Катерина Измайлова" в Будапештской опере (1965) и Варшавской опере (1976), "Семен Котко" С.С. Прокофьева и "Борис Годунов" М.П. Мусоргского в театре им. Палиашвили в Тбилиси (1964).

Параллельно с режиссурой всегда занимался педагогической деятельностью, сначала в Новосибирской консерватории (с 1958 г.), затем – в Музыкальном училище им. Гнесиных (с 1962 г.) и ГИТИСе (с 1970 г.).


Звания

(1970) Народный артист РСФСР

Места работы

Новосибирский государственный театр оперы и балета (1953 — 1960) (главный режиссер)
Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (1960 — 1980) (главный режиссер)

Образование

Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) им. А. В. Луначарского (до 1953)