Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Николай Холфин


Артист балета, балетмейстер.

В 1923-1924 годах учился в частной хореографической студии В. И. Мосоловой в Москве. В 1928 году окончил Центральный театральный техникум им. А. В. Луначарского (педагоги Е. И. Долинская, А. М. Мессерер). В 1928-1932 годах - артист и балетмейстер студии «Драмбалет» под рук. Н. С. Греминой. Выступал в характерно-гротесковых ролях. Постановщик хореографических миниатюр.

Холфин-хореограф утверждал в балете действенный танец. Стремясь к освоению хореографическим искусством методов МХАТа, работал в содружестве с драматическими режиссёрами. Предпочитал сюжетные спектакли с героями, характеры которых подкупали своей живостью и узнаваемостью. Наиболее удачными были его комедийные балеты. Ставил танцы в операх.

Внёс также значительный вклад в развитие хореографического искусства и становление профессионального балетного театра Киргизии и Туркмении.

В 1960-1968 годах - балетмейстер Московского мюзик-холла.

Первый исполнитель партий: Полотёр («Мурзилка и Мазилка»), Чарли Чаплин («Мазилка найден!»; оба балетм. Н. А. Болотов), Шалун («Шалуны», балетм. К. Я. Голейзовский; все 1928).

Среди постановок: «Морской скетч» на муз. Г. С. Милютина (1929), «Хореографические рассказы» (1932); «Безнадёжный» и «Хирургия» по рассказам А. П. Чехова на муз. П. И. Чайковского; «Враги» на муз. В. П. Ширинского; «Три свадьбы» (совм. с балетм. Е. А. Менее и реж. С. М. Михоэлсом), «Красный мак» (1932), «Соперницы» (на муз. «Тщетной предосторожности» П. Гертеля, 1933, совместно с режиссерами Б. А. Мордвиновым и П. А. Марковым), «Треуголка» на муз. М. де Фальи и С. Н. Василенко (1936, совм. с Мордвиновым), «Цыганы» Василенко (1937), «Франческа да Римини» Б. В. Асафьева (1947), «Доктор Айболит» (1948; экранизирован на ТВ в 1971, Холфин - Доктор Айболит), «Весёлый обманщик» К. А. Корчмарёва («Приключения Алдар-Косе», 1949), опера-балет «Сказка о чудо-птице» М. Я. Магиденко (1955); во Фрунзенском театре - первый киргизский балет «Анар» В. А. Власова и В. Г. Фере (1940, совм. с В. В. Козловым), «Соперницы» (1939), «Чолпон» М. Р. Раухвергера (1958, совм. с Н. С. Тугеловым); в Театре им. Махтумкули - «Алдар-Косе» (1942) и Девушки моря» Корчмарёва (1943), в Народной опере в Софии - «Красный мак», «Шехеразада» (оба 1951), «Гайдуцкая песня» А. Райчева (1953).


Звания

  • (1944) Заслуженный деятель искусств Туркменской ССР
  • (1958) Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР

Места работы

  • Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (1939 — 1958) (балетмейстер)

Образование

Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС) им. Луначарского (до 1928)