Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Борис Мордвинов


Cоветский театральный режиссёр.

Пришел в МХАТ из Второй студии, где ему доставались, в основном, эпизоды, дублерство. Так же шло и в Художественном театре, где он служил в 1921-1936 годах. Единственная роль, которую сыграл там Мордвинов на премьере, была роль Амоса Харта в пьесе М. Уоткинс «Реклама» (1930). Его актерская судьба явно не складывалась. Немирович-Данченко первым заметил и оценил его режиссерские способности. В 1933 году Мордвинов поставил на сцене филиала МХАТ «Хозяйку гостиницы» Гольдони в декорациях и костюмах П. П. Кончаловского, с К. Н. Еланской и Б. Н. Ливановым в главных ролях. Комедия Киршона «Чудесный сплав» (1934) тоже была его самостоятельной постановкой.

В 1922 году, Борис Мордвинов поставил вместе с Вл. И. Немировичем - Данченко музыкальную комедию Шарля Лекока по либретто Клэрвиля, Конинга и Сиродена (Paul Siraudin) «Дочь мадам Анго», где едко высмеивался послереволюционный Париж конца XVIII века, оказавшийся под властью самодовольной жестокой Директории. Этим спектаклем 16 мая 1922 года открылась Музыкальная студия Московского Художественного театра под руководством Вл. И. Немировича-Данченко; однако надо заметить, что в самой афише спектакля имя Мордвинова не значится, а в качестве режиссёра стоит В. В. Лужский. С конца 20-х годов Немирович-Данченко привлек Мордвинова к работе в Музыкальном театре. В 1932 году поставил «Корневильские колокола» Р. Планкета и «Сорочинскую ярмарку» М. Мусоргского.

В 1933 году в штат театра был временно включен балетный коллектив «Московский Художественный балет» под руководством балерины Большого театра В. В. Кригер (позже, с 1939-го года балетная труппа постоянно вошла в состав Музыкального театра им. Вл. И. Немировича-Данченко). С этой балетной труппой Мордвинов тоже осуществил ряд балетных спектаклей.

В качестве заведующего художественной частью, а затем и главного режиссера театра Мордвинов в 1934-1936 годах участвовал в постановке этапных спектаклей Музыкального театра — «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (худ. В. В. Дмитриев) и «Травиата» Дж. Верди (худ. П. В. Вильямс). В эти же годы активно осваивает режиссуру опер на радио; на Всесоюзном радио в его постановке были записаны несколько опер, в том числе: «Мазепа» П. И. Чайковского, «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, «Боярыня Вера Шелога» Римского-Корсакова. Также среди театральных работ: «Треуголка» Де Фалья (балетная труппа под руководством В. Кригер), «Соперницы» Гертеля (балетная труппа под руководством В.Кригер), совместно с Н. С. Холфиным и П. А. Марковым, «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Тихий Дон» Дзержинского.

Вёл педагогическую работу, являлся автором разработки программы воспитания оперного актёра.


Звания

(1935) Заслуженный артист РСФСР

Места работы

  • Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (1930 — 1936) (главный режиссёр)
  • Государственный академический Большой театр (1936 — 1940) (главный режиссёр)
  • Государственный театр оперы и балета Белорусской ССР (1947 — 1953) (главный режиссёр)