Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Джон Ноймайер, приглашенный балетмейстер

Участие в спектаклях
Хореография, постановка, декорации, костюмы, свет

Родился 24 февраля 1942 г. в г. Милуоки (США), где начал учиться классическому танцу в колледже университета Маркетта под руководством Шейлы Рейли. Параллельно учился в балетной школе Бентли Стоуна и Уолтера Камрина в Чикаго и осваивал технику танца модерн, выступая в составе труппы Сибил Ширер. В 1961 г. окончил колледж, получив степень бакалавра искусств (специализация — английская литература и театр).

Желая приобщиться к европейским исполнительским традициям, отправился шлифовать свое мастерство в Копенгаген, где его педагогом стала знаменитая Вера Волкова, педагог-репетитор и консультант Королевского Датского балета (впоследствии он посвятил ей свой балет «Гамлет» на музыку М. Типпета). Школа Королевского балета Великобритании также внесла свою лепту в его образование.

Во время пребывания Ноймайера в Лондоне (1962-63 гг. ) на него обратили внимание прима-балерина Штутгартского балета Марсия Хайде и бывший премьер этой труппы Рей Барра. Следуя рекомендации Хайде, артдиректор Штутгартского балета Джон Крэнко пригласил Джона Ноймайера в свою труппу. «Штутгартский» период оказался длиной в шесть лет (1963-69 гг. ) . Ноймайер танцевал сольные партии в балетах Крэнко и продолжал свои хореографические опыты (первые свои постановки он осуществил еще в студенческие годы на сцене театра Мария университета Маркетта).

В 1969 г. Ноймайер возглавил Франкфуртский балет. Широкое признание принесли ему поставленные для этой труппы балеты «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1971 г.), «Щелкунчик» П. Чайковского (1971 г.), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1972 г.).

В 1973 г. вместе с группой преданных ему артистов франкфуртской труппы Ноймайер отправляется в Гамбург возрождать балет Гамбургской государственной оперы. Его встречают в штыки, поскольку свою деятельность он начинает с самой непопулярной меры — увольняет часть артистов. Но первая же дневная лекция о балете, сопровождаемая танц-показом (ныне фирменный знак Гамбургского балета, а тогда новинка для этой труппы и ее зрителей), заставляет всех забыть о каких-либо трениях и недоверии. У балета Гамбургской оперы действительно начинается новая жизнь — вскоре эта труппа станет одной из самых известных в мире, а Ноймайера станут осыпать всевозможными почестями как в Германии, так и за ее пределами.

Ноймайер не изобретает новую грамматику — он пользуется традиционным языком классического танца, что тем не менее не облегчает жизнь артистам, воспитанным на классическом репертуаре. Как бы ни была привычна лексика, освоение комбинаций «слов» требует значительных усилий. «Многонаселенные» спектакли Ноймайера всегда несут на себе печать тщательной коллективной репетиционной работы. Его пристрастие к полнометражным сюжетным балетам не означает, что сюжет является самоцелью. Ноймайеру нравится выстраивать цепь сложно развивающихся человеческих отношений, попутно философствуя на избранную тему и, то намеком, то откровенно, цитатами, вызывая реминисценции с историей балета. «Я считаю, что танец — это то, что выражает отношения — контакты, контрасты, напряжение — между людьми», — говорит Ноймайер.

Большой отклик получили осуществленные Джоном Ноймайером постановки на музыку симфоний Густава Малера, "Страстей по Матфею" Баха, "Реквиема" Моцарта и "Мессии" Генделя. Среди наиболее известных работ хореографа последних лет: "Орфей", "Чистилище"/"Purgatorio", "Рождественская оратория".

Джон Ноймайер награжден орденом Федеративной Республики Германия. В 2003 году он стал кавалером ордена Почетного легиона. Он также является обладателем многочисленных международных наград, среди которых есть и российская театральная премия "Золотая маска".

Джон Ноймайер активно сотрудничает с Музыкальным театром. Так, в 2007 г. состоялась премьера балета «Чайка», в 2011-м — премьера балета «Русалочка». В 2014 году прошла премьера балета «Татьяна» Л. Ауэрбах (совместная постановка с Гамбургским балетом).