Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Кеннет МакМиллан, хореограф


Сэр Кеннет МакМиллан  – классик британской хореографии. Прославился своими многоактными сюжетными балетами, всемирную известность среди которых приобрели «Манон», «Ромео и Джульетта», «Майерлинг». Работы МакМиллана по сей день составляют основу репертуара Королевского балета Великобритании.

Открыв для себя балет в возрасте 11 лет, МакМиллан начал учиться танцу в своем родном городе Грей-Ярмуте у педагога Филлис Адамс, которая, разглядев его талант, стала заниматься с юношей из бедной семьи бесплатно. В 15-летнем возрасте МакМиллан отправился в балетную школу Сэдлерс-Уэллс в Лондоне к Нинетт де Валуа.


В 1946 году Кеннет МакМиллан стал одним из основателей театра балета Сэдлерс-Уэллс. На протяжении 10 лет он был одним из ведущих классических танцовщиков труппы. Первой хореографической работой МакМиллана стал небольшой номер «Сомнамбулизм», поставленный для вечера балета Сэдлерс-Уэллс в 1953 году. Номер был подготовлен всего за неделю, однако всем присутствовавшим на вечере было сразу же ясно, что появился новый и самобытный талант. Вскоре Макмиллан, испытывавший сильный страх перед выходом на сцену, завершил карьеру танцовщика и сосредоточился на работе хореографа.

МакМиллан начал активно ставить для Королевского балета, и вскоре за ним закрепилась репутация одного из ведущих хореографов Великобритании. Среди его первых одноактных балетов: «Нора» (1958), «Приглашение» (1960), «Весна священная» (1962). Многие работы МакМиллана этого периода были сфокусированы на темах изгоев, бунтарей и угнетенных.

В 1965 году МакМиллан поставил свой первый многоактный балет «Ромео и Джульетта» с премьерами Королевского балета Линн Сеймур и Кристофером Гейблом в главных партиях. Герои балета были похожи на подростков того времени, впервые открывавших для себя любовь и сексуальность. За свою творческую жизнь МакМиллан создал более 40 балетов, завоевав всемирное признание. Он активно сотрудничал с Королевским балетом до 1966 года, после чего в течение 4 лет возглавлял балет театра Дойче опер в Западном Берлине. В 1970 году он вернулся в Лондон и возглавил Королевский балет, став на этом посту преемником Фредерика Аштона. В 1977 году Макмиллан сложил с себя руководящие полномочия, чтобы полностью сосредоточиться на творчестве.

В 1984-90 гг. являлся ассоциированным директором Американского театра балета (АБТ). В 1989-92 гг. был также ассоциированным арт-директором Хьюстонского балета (США).

Работал с выдающимися артистами балета — Марго Фонтейн, Линн Сеймур, Марсией Хайде, Вивианой Дюранте, Дарси Басселл, Алессандрой Ферри, Рудольфом Нуреевым, Иреком Мухамедовым и многими другими.

Среди его поздних постановок, созданных для Королевского балета, особую популярность получили многоактные сюжетные балеты «Манон» (1974) и «Майерлинг» (1978). Последней работой хореографа стал балет «Иудино дерево» (1992).


Награды

  • (1978) Английская театральная премия газеты «Evening Standard».
  • (1983) Рыцарь ордена Британской империи.
    (1992) Премия Общества театров Вэст-Энда им. Лоуренса Оливье 
    (1993) Специальная премия им. Лоуренса Оливье «За выдающиеся достижения» (посмертно).
    (1994) Главная театральная премия США за достижения на Бродвее — "Тони"