Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Василий Вайнонен, хореограф


Родился 8 (21) февраля 1901 г. в Санкт-Петербурге.

В 1919 году окончил Петроградское хореографическое училище (класс Владимира Пономарева). В 1919 — 1938 гг. был артистом балетной труппы, в 1930-1938 гг. — балетмейстером петроградского (ленинградского) Государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова.

Исполнял характерные партии: Арап («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина), Кот в сапогах («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа), Паяц («Фея кукол» Й. Байера, хореография Н. и С. Легатова).

Среди балетов, поставленных им на сцене ГАТОБа им. С.М. Кирова: «Золотой век» Д. Шостаковича (I и III акты) (совместно с Л. Якобсоном и В. Чеснаковым), «Пламя Парижа» Б. Асафьева (за постановку удостоен Государственной премии СССР), «Щелкунчик» П. Чайковского, «Раймонда» А. Глазунова, «Партизанские дни» Б. Асафьева, «Милица» Б. Асафьева.


Поставил танцы в операх: «Черевички» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Травиата» Дж. Верди, «Проданная невеста» Б. Сметаны (за постановку танцев удостоен Государственной премии СССР), «Демон» А. Рубинштейна, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

В 1949 г. поставил балет «Мирандолина» С. Василенко (по мотивам комедии «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, первая исполнительница заглавной партии — Ольга Лепешинская).

Чрезвычайно прославился во всем мире «Щелкунчик» Вайнонена, покоривший множество различных сценических площадок. Па-де-де из этого балета часто исполняется в концертах и на конкурсах, как и знаменитейшее виртуозное па-де-де Жанны и Филиппа из балета «Пламя Парижа».

Непродолжительное время возглавлял балетную труппу Государственного Оперного театра им. К.С. Станиславского.



Звания

  • (1939) Заслуженный артист РСФСР

Награды

  • (1939) орден «Знак Почета»
  • (1947, 1949) Лауреат Государственной премии СССР