Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко
English version

Ролан Пети, хореограф


Родился 13 января 1924 года в городе Виллемомбль (Франция). В возрасте 9 лет начал обучение в школе танца Парижской оперы. С 1940 года был артистом кордебалета Парижской оперы, в 1943 стал солистом. В возрасте 20 лет решил покинуть Парижскую оперу и вскоре представил свою первую хореографическую работу в рамках парижских «Вечеров танца» на сцене «Театра Сары Бернар».

В 1945 году Ролан Пети при финансовой поддержке своего отца основал «Балет Елисейских Полей», в котором родились такие спектакли как «Комедианты», «Свидание» и «Юноша и смерть». С труппой сотрудничают художники Кристиан Берар, Пабло Пикассо, Брассай, Жорж Ваткевич, писатели Борис Кохно, Жан Кокто, Жак Превер, композиторы Анри Соге, Жозеф Косма. В их совместном творчестве рождается понимание балета как прежде всего театрального искусства. Этой концепции Пети остается верен на протяжении всего своего творческого пути.

В 1948 году хореограф покидает «Балет Елисейских Полей» и создает новую труппу «Балет Парижа Ролана Пети», которая показывает свои спектакли в «Театре Мариньи». Здесь рождается множество новых постановок, в том числе «Девушки ночи» с участием Марго Фонтейн.

В 1949 году «Балет Парижа» показывает в Лондоне «Кармен» в постановке Ролана Пети. Главные партии танцуют сам Пети и Рене Жанмер, взявшая артистический псевдоним Зизи – соратница и спутница жизни хореографа. Год спустя по приглашению Нинетт де Валуа Пети создает для Королевского балета в Лондоне «Балабиле». Также в Лондоне Пети ставит балет «Женщина во льдах» по сценарию Орсона Уэллса.

С 1951 года постановки Ролана Пети входят в репертуар Американского балетного театра. Вслед за этим он получает приглашение в Голливуд, где снимает музыкальные фильмы с участием Бинга Кросби, Зизи Жанмер, Фреда Астера, Лесли Карон. Вернувшись через 4 года на родину, Пети адаптирует для французской сцены жанр американских мюзиклов. Звездой его парижских постановок и фильмов становится Зизи Жанмер. В 1965 году после целого ряда успешных мировых турне «Балета Парижа» Жорж Орик, возглавляющий Парижскую оперу, приглашает Ролана Пети вернуться в театр, который он оставил двадцать лет назад. В Парижской опере Пети ставит балеты «Адажио и вариации» и  «Собор Парижской богоматери». В 1967-69 годах Ролан Пети ставит в Королевском балете в Лондоне несколько спектаклей для Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн, а также балет «Экстаз» на музыку А. Скрябина в декорациях Дж. де Кирико в миланском театра «Ла Скала». 

В 1970 году он принимает приглашении возглавить балет парижской оперы, однако покидает свой пост всего через полгода. Приобретя «Казино де Пари», Пети ставит там мюзиклы «Ревю» и «Зизи, я люблю тебя». Костюмы для постановок создают Ив Сен-Лоран и другие известные кутюрье. Среди авторов  музыкальных номером – Мишель Легран и Серж Гензбур. В 1976 году, несмотря на огромный успех постановок, под тяжестью налогового бремени Пети и Жанмер вынуждены закрыть «Казино де Пари». Однако к этому моменту у Пети есть и чисто хореографическая труппа – Марсельский балет. Он возглавил его в 1972 году по приглашению мэра Марселя. Первой премьерой обновленной труппы становится балет по мотивам поэзии Маяковского «Зажгите звезды!», показанный в августе 1972 года на фестивале в Авиньоне. Вскоре Марсельский балет под руководством Ролана Пети приобретает всемирную известность. С 1981 года труппа носит название Национального балета Марселя под руководством Ролана Пети. Пети ставит здесь такие спектакли как «Балет Пинк Флойд» (1972), «Гибель розы» (1973), «Арлезианка» (1974), «Пруст, или перебои сердца» (1974), «Септантрион» (1975), «Копепелия» (1975), «Просветленная ночь» (1976), «Щелкунчик» (1976), «Пиковая дама» (1978), «Летучая мышь» (1979), «Паризиана» (1979), «Возлюбленные Франца» (1981), «Сказки Гофмана» (1982), «Союз Рая и Ада» (1984), «Фантастическая симфония» (1985), «Кот в сапогах» (1985), «Моя Павлова» (1986), «Весь Сати» (1988), «Влюбленный бес» (1989), «Спящая красавица» (1990), «Чарли танцует с нами» (1991), «Наша колыбель – Средиземное море» (1992), «Леопард» (1994), «Шери» (1996), «Лебединое озеро и его колдовская сила» (1998).

В 1998 году после 26 лет работы в Марселе Ролан Пети покинул театр и стал свободным художником. Он ставил спектакли в Сан-Франциско, Токио, Буэнос-Айресе, Милане, Неаполе, Флоренции и других городах. Его постановки идут по всему миру.

В 2001 году в Большом театре в Москве Ролан Пети поставил новую версию «Пиковой дамы» с участием Николая Цискаридзе, Илзе Лиепы и Светланы Лунькиной. За эту постановку хореограф был награжден Государственной премией России. В 2003 году он перенес на сцену Большого театра балет «Собор Парижской богоматери». В репертуар Мариинского театра входит балет «Ролана Пети» Юноша и смерть. В Новосибирском театре оперы и балета идет его «Кармен».

Ролан Пети умер в 2011 году в Женеве в возрасте 87 лет.


Награды

  • (1962) Кавалер Ордена за заслуги в области литературы и искусства 
  • (1974) Кавалер Ордена Почетного Легиона
  • (1975) Лауреат Национальной премии Франции в области литературы и искусства 
  • (1978) Офицер Ордена за заслуги в области литературы и искусства 
  • (1981) Лауреат Премии Бурнонвиля 
  • (2003) Лауреат Государственной премии России