Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
English version

Заметки драматурга


Джерард Макберни: "Единственный полномасштабный оперный опус Стравинского – и самое длинное его сочинение – появился на свет после долгого творческого кризиса, подобного тому плодотворному кризису, который предвосхитил появление в 1913 году его революционной партитуры "Весны священной". "Весна священная" появилась на свет перед Первой мировой войной, Стравинскому тогда было 30 лет; "Похождения повесы" были сочинены после Второй мировой войны, незадолго до того, как автору исполнялось 70 лет. Оба сочинения были созданы в переломные периоды истории.

В музыкальном отношении "Весна", ошеломляющая и беспрецедентная, уверенно и отважно смотрит в будущее, навстречу модернизму. "Повеса" устремлен в противоположную сторону, в прошлое. В сущности, в "Весне" словно бы слышен звук громадных дверей Истории, которые дерзко и решительно открываются. В "Повесе" слышны те же двери, которые на этот раз с неистовым грохотом захлопываются.


***


Уистен Оден и Честер Кальман сочинили свое либретто, полное остроумия, на основе серии гравюр "Похождения повесы", созданных в XVIII веке художником Уильямом Хогартом; при этом они довольно далеко – так же, как это сделал потом Стравинский – ушли от иллюстрируемого оригинала. После совместных обсуждений между Оденом и Стравинским два поэта-любовника, Оден и Кальман, создали ослепительный калейдоскоп цитат и отсылок к литературным и театральным источникам: Шекспиру, Пушкину, Гёте, Данте, comedies musicales и текстам либреттистов Моцарта – Лоренцо Да Понте и Эмануэля Шиканедера.

Диапазон отсылок Стравинского – намного более широк. Он включает в себя композиторов венской классической школы (Гайдн, Моцарт, Бетховен), Баха и Генделя, музыку Ренессанса и раннее барокко, а также "Трехгрошовую оперу", французскую оперетту XIX века, звуки Бродвея. Использует Стравинский и цитаты из своих собственных ранних сочинений, от студенческих работ до первых балетных партитур, свои неоклассические опусы и относительно недавние религиозные сочинения.

Столь же важны – если не сказать, необходимы – в партитуре Стравинского бесчисленные "эхо" музыки великих русских композиторов, которых он любил с детства и на протяжении всей своей жизни. Это Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков и, прежде всего, Чайковский, в особенности "Пиковая дама"; возможно, именно она – главная музыкальная модель "Повесы". В конце оперы мы слышим те же старинные церковные русские песнопения, музыку веры, в которой композитор вырос и к которой он возвратился. В "Повесе" Стравинский собирает воедино весь музыкальный универсум.

В то время как либретто и музыка акцентируют настроение радостного энтузиазма их создателей, опера также является глубоким отпечатком эпохи и исторической реальности, которую вполне можно себе вообразить. Опера была написана в Соединенных Штатах двумя ностальгирующими эмигрантами, англичанином и русским, в период хаоса, последовавшего за Второй Мировой войной, которая не просто разрушила воспоминания о прошлом обоих из них, но сформировала новый взгляд на настоящее и будущее. Тридцатью годами ранее примерно о том же Томас Элиот писал: "Эти фрагменты я построил напротив моих развалин".

В "Повесе" фрагменты культуры, некогда любимой, словно бы разбросаны в беспорядке; по этим руинам либреттисты и композитор неспешно прогуливаются, подобно призракам в ночи, которые ищут хоть что-то, что еще можно сохранить.

С целью показать образ хрупкого мира мечтаний и иллюзий, который постоянно колеблется, утрачивает равновесие, наконец, теряет собственную идентичность и разрушается, Саймон Макберни и Майкл Левин представили сценическое оформление, полностью созданное из белых листов бумаги. На них могут возникнуть тени, вдоль них путешествует свет и может появиться все, что угодно. Например, мы можем вдруг обнаружить себя в саду 18 века, или внутри воображаемой машины, или потерянными в неуловимом фантастическом мире. В некотором смысле, этот чистый лист – та самая белая страница, перед которой когда-то с ручкой в руке склонился и Стравинский, чтобы передать впечатления его жизни".

Генеральный партнер
Генеральный медиа-партнер
Официальный отель театра
Официальный партнер театра
Авиационный партнер театра
Информационные партнёры
Официальный
информационный партнёр
Партнер театра