Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
English version

"Театр рассыпается, да здравствует театр!" Оперетта в Музыкальном театре. 1920-е


Это может показаться удивительным, но именно с этих слов Немировича-Данченко фактически началась история Музыкальной студии МХТ, а вместе с ней – и история постановки оперетт в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В письме к В.В. Лужскому, одному из его ближайших помощников в нелегком деле создания нового театрального организма, Немирович-Данченко писал: "Подумайте: что лучше? "Орфей в аду", "Дочь рынка", "Парижская жизнь"? Или еще что есть у Вас? И главное – как, где нам поместить оркестр? Вот наши... "Карамазовы" этого критического момента: оперетка! Нет Качалова, Книппер, Массалитинова, Берсенева? – но есть певуны и певуньи, есть настоящие буффы, есть хор и оркестр, есть вкус, еще не примененный к этой области, есть фантазия, еще не использованная в этом искусстве.... <...> Театр рассыпается, да здравствует Театр!"

Что за критический момент?
В 1919 г. группа артистов Художественного театра п/р В.И. Качалова вследствие тяжелых условий быта в Москве после событий 1917–18 гг. уехала на гастроли по Украине. Во время выступлений труппы в Харькове город был взят белой армией. Успевший выехать из-за линии фронта артист Н.А. Подгорный передал руководству МХТ весть о том, что "качаловская" труппа вернется в Москву нескоро. Так и случилось – практически 3 года труппа Художественного театра в Москве оставалась без своих ведущих актеров – В.И. Качалова, М.М. Тарханова, И.С. Берсенева, М.Н. Германовой, О.Л. Книппер-Чеховой, молодой "звездочки" А.К. Тарасовой. Главную финансовую опору в бедственном положении Художественного театра Немирович-Данченко видел в создании Музыкальной студии. Ее первой премьерой стала оперетта Лекока "Дочь мадам Анго".

Оперетта в Художественном театре?
Первые спектакли Музыкальной студии проходили в помещении Художественного театра. Немировичу-Данченко нужно было получить одобрение со стороны новой власти – обладая выдающимся талантом дипломата, он с легкостью увлек наркома просвещения Луначарского, тем более, что тот незадолго до создания Студии писал: "Мы все знаем, что гонение на своего рода классическую французскую оперетку основано на недоразумении, и все понимаем, что Оффенбах может оказаться таким же любимым музыкантом для пролетариата, каким любимым зрелищем для него оказался старый классический балет. И ради бога, пусть никто не мешает этому".

Рисунок (488).jpg Рисунок (489).jpg Рисунок (490).jpg
Программка к спектаклю "Дочь мадам Анго", 1923

Почему "Дочь мадам Анго"?

Немирович-Данченко любил оперетту. Еще в 1913 г. он писал своей супруге, что не может равнодушно пройти мимо афиш с "Прекрасной Еленой". В послереволюционные годы режиссер мечтал о постановке буффонады или оратории. В то время, как артистов для трагедии у него попросту на тот момент не было в труппе, он остановился на оперетте Лекока. С одной стороны, ему нравилась музыка – он видел возможность сделать из "Дочери мадам Анго" веселый, жизнерадостный и заразительный спектакль. С другой – на примере этой оперетты он мог заняться воспитанием поколения универсальных артистов. С третьей – театру было необходимо как можно скорее начать зарабатывать деньги, при этом не тратясь на массовые приглашения артистов и певцов из других театров. С четвертой – сюжет оперетты разворачивался в годы Великой французской революции, что было "манком" для нового зрителя и своеобразным "реверансом" Немировича-Данченко новой власти – он всегда тонко улавливал настроения вышестоящих. В премьере, состоявшейся 16 мая 1920 г., главные партии исполняли приглашенные исполнители – польские артисты Казимира Невяровская и Владислав Щавинский, оставшиеся в Москве после Первой мировой войны. Однако Немирович-Данченко понимал, что будущее зарождающегося коллектива – в воспитании собственных кадров по художественным принципам МХТ.

1920 Дочь Анго Рынок.jpg 
1920 Дочь Анго В салоне Ланж клятва.jpg

Сцены из спектакля, 1920-е


П.А. Марков, историк театра: "Спектакль был показан впервые в самый разгар театральных боев между "левым фронтом" и академическими театрами. В этом окружении он занял особое и значительное место. Он несомненно говорил о новых тенденциях внутри МХТ и с этой стороны он был прогрессивен".

О спектакле
В.Я. Виленкин, историк театра: "Вся постановка была проникнута единством художественного стиля, почерпнутого из музыки. Форма спектакля родилась изнутри, определилась в четкости и точности мизансцен, в грациозном изяществе, вошедшем в плоть и кровь актеров — исполнителей Лекока, в сочетании красок и света, в простых и стильных декорациях (художник М.П. Гортынская). Это была как бы ожившая старинная раскрашенная гравюра. И это впечатление еще более усиливалось особым режиссерским приемом: каждый акт начинался и кончался живой картиной, постепенно возникавшей из темноты в начале и вновь уходившей в темноту в конце. Подчеркивая "гравюрность" формы, этот прием не заключал в себе намека на призрачность происходящего на сцене. На сцене была реальная жизнь, — и зритель верил в нее, едва ли не впервые в истории оперетты".

1920 (1).jpg
1920 (2).jpg 1920 (3).jpg

Эскизы декораций и костюмов художницы Марии Гортынской


Чего достиг Немирович-Данченко, поставив оперетту?

На самом деле, многого. Во-первых, само обращение одного из главных режиссеров того времени к "легкому" жанру дорогого стоило. Несмотря на злободневные выпады в стиле: "Тяжелая артиллерия готовится стрелять по весенним легким воробьям", Немировича-Данченко ждал успех, да такой, что "Дочь мадам Анго" долгие годы служила визитной карточкой театра. В 1927 г. именно это название стало 1000-м спектаклем (тогда уже) Музыкального театра им. Вл.И. Немировича-Данченко, а в разгар Великой Отечественной войны (в 1944 г.) в 1000-й раз играли саму постановку. Во-вторых, Немирович-Данченко поднял проблему преодоления опереточных штампов и уходить с этой дороги не хотел – он надеялся осуществить громкую реформу в искусстве музыкального театра. Так в планах Студии появилась "Перикола" Оффенбаха. 

Рисунок (492).jpg Рисунок (491).jpg


"Мелодрама-буфф"
Такой подзаголовок имела "Перикола" в постановке Немировича-Данченко. В отличие от "Дочери мадам Анго", которую сам режиссер считал комической оперой, в "Периколе" он ставил для себя задачу найти стиль подлинного опереточного спектакля, соединить драматический пафос и здоровый смех, и при этом не впасть в существовавшую традицию "окаменелых приемов" и "нарочитой бессмыслицы". Новый текст, созданный Михаилом Гальпериным, вобрал в себя дух революции – Немирович-Данченко добавил в "Периколу" идеологической нагрузки: история Периколы и Пикильо была представлена на фоне борьбы перуанского народа с испанскими колонизаторами.

Вл.И. Немирович-Данченко: "Перикола и Пикильо – уличные певцы, туземцы, слишком бедные, чтобы жениться, и во всяком случае не имеющие четырех пиастров заплатить за венчание. Страной правит испанский наместник вице-король дон Андреас де Рибейра, человек крупного, деспотического темперамента, яркий характер жизнеглотателя… Подпишет смертный приговор и не моргнет глазом. А в это время эта девчонка ему понравилась, и руки у него с аппетитом. Все это делается спокойно, жадно. Пьет великолепно, женщин любит, всяческие азарты любит. И в то же время правит страной".

Оформить спектакль пригласили П.П. Кончаловского.


П.А. Марков, историк театра: "Художник спектакля Кончаловский был великолепен в яркости своих красок и в мощности рисунков, которыми отличались огромные полотна "Периколы". Эти кричащие синие, оранжевые полотна <…> давали красочный и обаятельный фон для народных сцен, сделанных Немировичем-Данченко и Лужским, со всем свойственным Оффенбаху темпераментом".

1922_perikola_baklanova002.jpg
 1922_perikola004.jpg 
1922_perikola001.jpg
Сцены из спектакля. Перикола Ольга Бакланова


Заглавную партию исполняла уже не приглашенная исполнительница, а первая звезда Студии Ольга Бакланова – первая "студийная" исполнительница Клеретты в "Дочери мадам Анго". После триумфальных выступлений с труппой Студии в США, она предпочла остаться в Голливуде и стать звездой немого кино. Но у Немировича-Данченко не было проблем с исполнительницами – после Баклановой Периколу исполняла Любовь Орлова, а затем – Софья Големба и Надежда Кемарская, Мария Гольдина и Тамара Янко.

"1922"
"Перикола" в постановке Немировича-Данченко была одним из самых кассовых спектаклей сезона 21/22. Конкурентом ей была только "Принцесса Турандот" в постановке 3-й студии Художественного театра (ныне – Театр им. Евг. Вахтангова). Успех у публики был выдающимся – как и "Дочь мадам Анго", спектакль прошел более 1000 раз.

Продолжение следует...

NB! В "Зимнем вечере в Шамони" прозвучат фрагменты из оперетт Жака Оффенбаха ("Орфей в аду", "Парижская жизнь", "Прекрасная Елена") и Шарля Лекока ("Сто дев, или Зеленый остров", "Рука и сердце")

Генеральный партнер
Генеральный медиа-партнер
Официальный отель театра
Официальный партнер театра
Авиационный партнер театра
Информационные партнёры
Официальный
информационный партнёр