Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
English version

Сказание об Орфее / Ариадна

Продолжительность:
2 часа 30 минут (один антракт)
Дата премьеры:
18 марта 2016 года
Язык исполнения:
итальянский / французский
ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ СТАРШЕ 16 ЛЕТ
Композитор Альфредо Казелла / Богуслав Мартину
Либретто Коррадо Паволини / Богуслав Мартину
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Мария Максимчук
Режиссер-постановщик Екатерина Василёва
Художник-постановщик Александр Арефьев
Художник по костюмам Мария Чернышёва
Хормейстер-постановщик Александр Рыбнов

Мировая премьера оперы "Сказание об Орфее": 
Театр Гольдони, Венеция, 6 сентября 1932 года

Мировая премьера оперы "Ариадна": 
Рурский музыкальный театр, Гельзенкирхен, 6 марта 1961 года


Российские премьеры опер
"Сказание об Орфее" и "Ариадна": 18 марта 2016 года

Московский академический Музыкальный театр
им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Нотный материал для исполнения оперы "Сказание об Орфее" 
предоставлен издательством G. RICORDI

Нотный материал для исполнения оперы "Ариадна" предоставлен издательством Bärenreiter

О спектакле

Работа над операми "Cказание об Орфее" и "Ариадна" стала очень увлекательной для творческого коллектива театра. ХХ век, в котором переплелись и возродились с новой силой стили и жанры прошлого, до сих пор таит в себе множество загадок и открытий. Именно к таким жемчужинам относятся партитуры итальянца Альфредо Казеллы и чеха Богуслава Мартину.

Музыка Казеллы – очень эмоциональная, по-итальянски взрывная, строящаяся на резких, контрастных сопоставлениях. В оркестровке и трактовке вокальных партий ясно слышны черты стиля Пуччини, в гармоническом языке доминируют оригинальные приемы Дебюсси и Скрябина. Перед нами – многоликий неоклассицизм, охвативший Европу в 30-е годы прошлого столетия.

Другое дело – эстет Мартину. Жанр своего последнего сочинения – оперы "Ариадна" – сам композитор классифицирует как необарокко. Однако его музыкальные исследования уходят корнями к куда более древним стилям и формам. В музыке "Ариадны" мы слышим цитаты из раннехристианских византийских распевов, греческого фольклора. Архаичное звучание высоких флейт и арфы в симфонических интерлюдиях тонко передаёт колорит древней Эллады. Искусное использование ярких красок ударных инструментов вскрывают еще одну природу этой музыки – этническую. Бесспорно, Мартину – мастер оркестровки. При этом ему присущи точное чувство формы и лаконизм. По своей художественной ценности "Ариадна" Мартину, на мой взгляд, может по праву называться "Дидоной" ХХ века, ибо после гениального Генри Перселла еще никому не удавалось так возвышенно и так ясно создать музыкальную картину мифа.

Мы ждем всех на наших спектаклях и хотим разделить с публикой радость от общения с этой чудесной музыкой, обладающей свойством удивлять.

Мария Максимчук

Действующие лица и исполнители
Краткое содержание

Орфей и Эвридика любят друг друга, но их счастью внезапно приходит конец. Спасаясь от преследования влюбленного в нее пастуха Аристея, Эвридика погибает. Дриады оплакивают подругу и сообщают горестную весть Орфею. Орфей отправляется в царство мертвых, надеясь вернуть Эвридику. Растроганный его мольбами, Плутон соглашается отпустить Эвридику обратно, но при одном условии: в пути Орфей не должен смотреть на нее. Забывшись, Орфей нарушает запрет и вновь теряет Эвридику. Орфей проклинает женский род и отрекается от любви. Оскорбленные его обетом вакханки убивают Орфея.

***
Тезей во главе афинских воинов приплывает на Крит, чтобы убить чудовище – Минотавра. На берегу Тезей встречает Ариадну, которая утверждает, что влюблена в Минотавра. В ходе разговора Тезей выясняет, что Ариадна никогда не видела Минотавра. Между Тезеем и Ариадной рождается чувство любви. Появившийся старик объявляет о том, что царская дочь сегодня выходит замуж за чужестранца. «Царская дочь – это я, а чужестранец – это ты», – говорит Ариадна Тезею. Друг Тезея Бурун не хочет терпеть промедления и отправляется на поиски Минотавра. Издалека слышен крик. Ариадна говорит Тезею, что Бурун мертв. Тезей выходит на бой с Минотавром и видит собственного двойника. Но Минотавр принял облик влюбленного Тезея, а к нему пришел Тезей-воин. Убив Минотавра, Тезей убивает  свою любовь. Он покидает остров. Ариадна остается одна.

Пресса
XX ВЕК: Актуально. Вы уже в лабиринте
4 мая,  2016,  Наталья Зимянина,
Играем с начала
Идеальная пара
23 марта,  2016,  Роман Лин,
Ревизор.ru
Любовь по-гречески
23 марта,  2016,  Майя Крылова,
Новые Известия
Античные лабиринты
22 марта,  2016,  Александр Матусевич,
Культура
Музыкальные открытия МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко
20 марта,  2016,  Юлия Марьясова,
Сетевой журнал "Театральная критика"
Генеральный партнер
Генеральный медиа-партнер
юбилейного сезона
Официальный отель театра
Официальный партнер театра
Информационные партнёры
Официальный
информационный партнёр
Партнер театра