Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
English version

Фрау Шиндлер

Продолжительность:
2 часа 40 минут (один антракт)
Дата премьеры:
14 ноября 2018 года
Язык исполнения:
русский
ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ СТАРШЕ 12 ЛЕТ
Композитор Томас Морс
Либретто Томас Морс и Кеннет Кэзан; русский текст Владимира Аленикова
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Тимур Зангиев
Режиссер-постановщик Владимир Алеников
Художник-постановщик Семен Пастух
Хореограф-постановщик Егор Дружинин
Художник по костюмам Галина Соловьева
Художник по свету Иван Виноградов
Видеохудожник Владимир Гусев
Главный хормейстер Станислав Лыков
Мировая премьера: 9 марта 2017 года,
Государственный театр на Гертнер-плац, Мюнхен

Российская премьера: 14 ноября 2018 года,
Московский академический Музыкальный театр
им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Постановка осуществлена при участии Леонида Шаффера

О спектакле
Опера Томаса Морса, вдохновленная легендарным фильмом Стивена Спилберга "Cписок Шиндлера", рассказывает историю Эмилии Шиндлер, жены Оскара Шиндлера, помогавшей мужу в спасении более 1000 евреев во время Второй мировой войны. "Фрау Шиндлер" – рассказ о героизме женщины и жажде жизни в один из самых мрачных периодов человеческой истории.

Опера написана по заказу мюнхенского Staatstheater am Gärtnerplatz. Американский композитор Томас Морс 10 лет занимался исследованием темы и 3 года практически вел жизнь затворника, работая над партитурой. "Это огромная ответственность, – говорит Морс. – Я каждый день спрашивал себя, имею ли я право касаться столь серьезной темы? История Эмилии Шиндлер скорее психологическая, чем историческая, и это дает нам возможность лучше понять людей того времени, почувствовать, как они воспринимали страшный ход окружающих их вещей".
Действующие лица и исполнители
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик
Эмилия Шиндлер
Оскар Шиндлер
Марта Маркер
Квартирмейстер Шнеефельд
Проводник поезда
Фрау фон Даубек
Хильда
Молодая женщина
Командир Кляйн
Помощник Кляйна
Журналист Петер Горлинский
Трое нацистских офицеров
Трое офицерских жен
Трое охранников
Краткое содержание
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Наедине с собой Эмилия Шиндлер предается мрачным мыслям. Ее семейная жизнь висит на волоске, к тому же приходится постоянно принимать у себя в доме нацистов – деловых партнеров мужа. А новая затея Оскара с фабрикой – просто авантюра.

Оскар и Эмилия готовятся к вечеринке, на которую придут нацистские офицеры. Оскар надеется, что контакты с ними помогут ему добиться финансового благополучия. Эмилия упрекает мужа за роман с одной из офицерских жен, Оскар просит прощения за минутную слабость и клянется в любви. Самое главное сейчас – не спугнуть идущую в руки удачу.

Пришедшие в гости к Шиндлерам нацистские офицеры со смехом обсуждают способы решения «еврейского вопроса». Но Эмилия не может заставить себя смеяться по этому поводу. К общему изумлению, она хвалит еду, приготовленную еврейской прислугой, призывает к человечности. Оскар сглаживает неловкую ситуацию, предлагая женщинам пройти в гостиную.

Оставшись одни, мужчины обсуждают деловой план Шиндлера. Он предлагает начать производство боеприпасов, переоборудовав принадлежащую ему фабрику эмалированных изделий. Помимо помощи армии, это принесет выгоду всем присутствующим. Найти рабочую силу просто: вместо того, чтобы отправлять евреев в лагеря, нужно заставить их работать на благо Германии. Оскару удается убедить эсэсовцев поддержать его план.

Офицерские жены за глаза обсуждают Эмилию, которую не желают принять в свой круг. Она тоже не стремится к дружбе с ними, и под предлогом раннего завтрашнего отъезда мужа выпроваживает гостей. Прощаясь, офицеры окончательно соглашаются с предложением Оскара.

Гости наконец уходят. Шиндлер не в силах сдержать радости: если его план осуществится, он получит бесплатную рабочую силу. Он радостно обнимает Эмилию. Эмилия поначалу недоверчиво относится к порыву страсти мужа, но потом дает себя увлечь в спальню, ведь она любит его, несмотря на все его измены.

На следующее утро Оскар объясняет жене свой замысел: на фабрике будут бесплатно работать евреи из гетто. Если еще удастся занизить прибыль, которой нужно делиться с нацистами, можно получить хорошие дивиденды. Эмилия шокирована идеей наживаться на рабском труде. Оскар парирует ее возражения: для обитателей гетто это лучше, чем смерть. Иначе они погибнут в печах крематория. Эмилия, сраженная этим аргументом, соглашается поддержать мужа.

Эмилия снова одна. Болезнь надолго разлучила ее с мужем. Она вспоминает о том моменте, когда в мировоззрении Оскара произошел переворот, и он увидел в еврейских рабочих своей фабрики таких же людей, как он сам.

После долгой разлуки Оскар встречает Эмилию на Краковском вокзале. Она очень обижена: за время ее тяжелой многомесячной болезни и операции от Оскара не было ни слуху, ни духу. Она недоверчиво относится и к его новым планам. Но Оскар обладает удивительным даром убеждения. Он договорился с нацистами о переезде в Моравию, в те места, где они с Эмилией родились и выросли. Он планирует открыть в Брюннлице новую фабрику и перевезти туда своих рабочих. Эмилия вновь прощает его. Он просит ее помощи, и она вновь готова поддержать его во всем, в том числе и в этой рискованной игре.


ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ


Новая фабрика обустроена, но Шиндлер в бешенстве: его планам мешает квартирмейстер Шнейфельд. Промедление опасно: эшелон с еврейскими женщинами вместо Брюннлица отправлен в Освенцим – нацистский лагерь смерти.

На помощь приходит Эмилия: в школе Шнейфельд был ее инструктором по плаванию, и она готова пофлиртовать с ним. Не в силах устоять перед женским обаянием Эмилии, квартирмейстер соглашается «потерять» документы, которые мешают отправить эшелон из Освенцима в Брюннлиц, и подписывает разрешение на проезд.

В семейной жизни Шиндлеров очередная полоса неурядиц: Оскар уехал в Мюнхен со своей секретаршей Хильдой. Эмилия одна ведет дела фабрики. Рискуя жизнью, она помогает беременной женщине-узнице и прячет ее у себя.

Однако, на фабрике начинается голод, нет продуктов, люди умирают. Отчаявшись бороться в одиночку, Эмилия находит союзницу – богатую владелицу мельницы фрау фон Даубек, которая соглашается принять участие в помощи узникам и передает им спасительный хлеб. Обе надеются, что война скоро будет окончена.

Эмилию будят среди ночи: в город прибыл поезд с заключенными, который был в пути несколько дней. Люди находились без еды и питья в неотапливаемых вагонах в тридцатиградусный мороз. Многие умерли, остальные на грани жизни и смерти. Позвонив мужу, Эмилия уговаривает его помочь выжившим и разместить их у себя на фабрике. Оскар дает необходимые распоряжения, а Эмилия спасает прибывших от неминуемой смерти.
По радио передают объявление о проигранной Сталинградской битве. Война близится к концу.

Шиндлеры готовятся уезжать. Оскар прощается со «своими евреями», уговаривает охранников сложить оружие и разойтись.

Шиндлеры, их служанка Марта и несколько бывших узников едут на поезде из Германии в Швейцарию. Там их встречают американцы, которыми командует жизнерадостный лейтенант Кляйн, американский еврей. При проверке на границе Оскара узнают и хотят арестовать как нацистского агента. Но за него заступаются и Марта, и спасенные им евреи, которые считают его героем. Лейтенант Кляйн соглашается пропустить чету Шиндлеров.
Эмилия и Марта, проведшие вместе эти трагические годы, прощаются. Марта в поисках счастья собирается уехать в Америку.

Оскар и Эмилия приезжают в Буэнос-Айрес. Тут совсем другая атмосфера, на улицах поют и танцуют. Но Оскар и тут остается верен себе, он изменяет Эмилии с первой же встретившейся уличной певичкой.

Проходит несколько лет. Оскар и Эмилия живут в Аргентине. Неожиданно Оскар получает приглашение из Германии: друзья из еврейской организации предлагают ему руководить фабрикой эмалированной посуды. Он поспешно улетает, обещая скоро вернутся. Эмилия снова остается одна. Она больше никогда не увидит Оскара.

Проходят еще годы, Эмилия стареет. Ее подругой становится бывшая любовница Оскара Хильда, которая приехала в Аргентину на том же пароходе, и которой Оскар однажды даже прислал деньги из Германии.

Престарелую Эмилию навещает журналист из аргентинской газеты. Она рассказывает ему об Оскаре, не зная, что этот журналист – сын Оскара от еще одной его любовницы. Но даже если бы знала, она все равно любит своего покойного мужа, с которым они вместе спасли от неминуемой смерти тысячу двести человек.
27 января, вс
Малая сцена, 19:00
Цена от 1000 до 2000 руб.
Все даты
  • 27 января, 19:00
Генеральный партнер
Генеральный медиа-партнер
юбилейного сезона
Официальный отель театра
Официальный партнер театра
Информационные партнёры
Официальный
информационный партнёр
Партнер театра