Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
English version

Тангейзер

Продолжительность:
3 часа 45 минут (два антракта)
Дата премьеры:
27 сентября 2013 года
Язык исполнения:
французский и немецкий
ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ СТАРШЕ 16 ЛЕТ
Композитор Рихард Вагнер
Либретто Рихард Вагнер
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Фабрис Боллон
Дирижер Антон Гришанин
Режиссер-постановщик Андрейс Жагарс
Художник-постановщик Андрис Фрейбергс
Художник по костюмам Кристине Пастернака
Художник по свету Кевин Вин-Джонс
Видеохудожник Инета Сипунова
Главный хормейстер Станислав Лыков
Мировая премьера: 9 октября 1845 года
Королевский саксонский придворный театр, Дрезден

Премьера постановки: 27 сентября 2013 года
Московский академический Музыкальный театр
им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
О спектакле

В 1842 году Вагнер после трех лет, проведенных в Париже, вернулся в Германию: король Саксонии пригласил его занять пост придворного капельмейстера в Дрездене. По дороге композитор проезжал через Тюрингию и впервые увидел замок Вартбург – один из символов германской истории и культуры. Через три года в Дрездене состоялась премьера "Тангейзера". В этой опере Вагнер впервые обращается к германским легендам и преданиям. В дальнейшем они станут сутью его творчества.

Этот биографический факт – переход Вагнера из одной культурной среды в другую, контрастную по отношению к первой – стал отправной точкой постановочного решения. Париж в то время отличался самыми свободными в Европе нравами. После того, как в 1804 году был принят Кодекс Наполеона, гарантировавший широкие гражданские права, Франция стала прибежищем людей, чья жизнь не укладывалась в рамки строгой морали. Это город салонов, город роскоши и развлечений. Вагнер пытался завоевать столицу любви, но тщетно. Париж не слышал его музыки и не обратил особого внимания на критические памфлеты.

При постановке "Тангейзера" часто объединяют различные редакции оперы. Но "Тангейзер" – это еще и единственная опера Вагнера, имеющая авторскую редакцию на другом языке. Готовясь к парижской премьере 1861 года, Вагнер принимал участие в работе над переводом. Это дает возможность исполнять «французские» сцены на французском языке – более мелодичном и чувственном, чем немецкий. Противопоставление двух языков помогает нам глубже вникнуть в суть оперы, повествующей о конфликте гедонистического и сакрального. Тангейзер устремляется от одной крайности к другой, не находя спокойствия ни на одном из полюсов.

Микус Чеже

Действующие лица и исполнители
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик
Дирижер
Герман, ландграф Тюрингии
Тангейзер
Елизавета
Вольфрам фон Эшенбах
Венера
Вальтер фон дер Фогельвейде
Битерольф
Генрих Шрайбер
Райнмар фон Цветер
Пастух
Краткое содержание
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Несколько лет провел Тангейзер в царстве богини любви Венеры. Но как ни прекрасна жизнь вдали от житейских тревог, он хочет вернуться в обычный мир. Тангейзер просит отпустить его. Напрасно напоминает ему Венера о прежних наслаждениях, напрасно грозит грядущими страданиями: Тангейзер непреклонен.

Вид родных краев вызывает у Тангейзера глубокое волнение. Он видит пилигримов, идущих на покаяние в Рим. Появляется ландграф Герман и сопровождающие его миннезингеры. Они удивлены неожиданному возвращению Тангейзера и зовут его с собой, но тот отказывается. Однако имя Елизаветы, названное Вольфрамом фон Эшенбахом, заставляет его изменить свои намерения.


АНТРАКТ 

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Радостно встречает Тангейзера Елизавета. Вольфрам фон Эшенбах оставляет их наедине. Вошедший ландграф рассказывает о предстоящем состязании певцов. Елизавета надеется, что победителем станет Тангейзер, в которого она влюблена. Собираются гости. Ландграф объявляет тему состязания: любовь. Тот, кто лучше других воспоет это чувство, получит руку Елизаветы.

Первым по жребию поет Вольфрам фон Эшенбах. Он рассказывает о возвышенной и чистой любви. Тангейзер вступает в спор с ним и другими певцами. Он поет страстный гимн, посвященный Венере. Все возмущены дерзкой выходкой. На защиту Тангейзера встает лишь Елизавета.

Ландграф объявляет, что Тангейзер будет изгнан и не вернется в родные края, пока не очистится от греха. Вместе с толпой пилигримов Тангейзер уходит в Рим.

АНТРАКТ

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Елизавета и Вольфрам встречают возвращающихся пилигримов, но Тангейзера среди них нет. Елизавета молит небеса принять ее жизнь в искупление грехов Тангейзера. Вольфрам тщетно пытается удержать ее. Оставшись один, он поет гимн вечерней звезде, поверяя ей свою любовь к Елизавете. Внезапно появляется еще один усталый пилигрим. Вольфрам узнает в нем Тангейзера. Тот рассказывает о своем паломничестве. Отпустив грехи другим пилигримам, папа произнес страшный приговор: как не зацветет в руках его посох, так не будет никогда прощен Тангейзер. Теперь он возвращается в царство Венеры. Его зовет обитель наслаждений.

Пытаясь удержать Тангейзера, Вольфрам произносит имя Елизаветы. Тангейзер останавливается. Приближается траурное шествие с известием о смерти Елизаветы. Тангейзер падает замертво.

Хор пилигримов возвещает чудо: папский посох зацвел, Тангейзер прощен.
Пресса
Попадание в яблочко
13 ноября,  2013,  Евгения Кривицкая,
Музыкальная жизнь
Немецко-французский "Тангейзер" получил московскую прописку
4 октября,  2013,  Ярослав Тимофеев,
Известия
О премьере "Тангейзера" в Музыкальном театре
4 октября,  2013,  Ольга Русанова,
Радио России
Изгнание любви
2 октября,  2013,  Ирина Муравьева,
Российская газета
Сутенерша вместо Венеры
2 октября,  2013,  Марина Гайкович,
Независимая газета
Оранжерейная трагедия
2 октября,  2013,  Юлия Бедерова,
Коммерсант
Слишком по-человечески
1 октября,  2013,  Екатерина Бирюкова,
Colta.ru
Языковой премьер
30 сентября,  2013,  Петр Поспелов,
Ведомости
«Тангейзер». Смертельная сила любви
30 сентября,  2013,  Мария Бабалова,
Вечерняя Москва
Между чувством и долгом
29 сентября,  2013,  Сергей Коробков,
Культура
Венера в пеньюаре: «Тангейзер» в Музыкальном театре
29 сентября,  2013,  Майя Крылова,
РБК daily
«Меж двух миров», или Достойный выбор Жагарса
29 сентября,  2013,  Евгений Цодоков,
OperaNews.ru
Вагнер на французский лад
31 августа,  2013,  Андрейс Жагарс, Евгения Кривицкая,
Музыкальная жизнь
Генеральный партнер
Генеральный медиа-партнер юбилейного сезона
Официальный отель театра
Официальный
информационный партнёр
Информационный партнёр