Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
English version

Аида

Продолжительность:
3 часа 30 минут (один антракт)
Дата премьеры:
11 апреля 2014 года
Язык исполнения:
итальянский
ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ СТАРШЕ 12 ЛЕТ
Композитор Джузеппе Верди
Либретто Антонио Гисланцони
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Феликс Коробов
Дирижер Вячеслав Волич
Режиссер-постановщик Петер Штайн
Ассистент режиссера Жан-Ромен Весперини
Художник-постановщик Фердинанд Вегербауэр
Художник по костюмам Нана Чекки
Художник по свету Иоахим Барт
Главный хормейстер Станислав Лыков

Мировая премьера: 24 декабря 1871 года
Оперный театр Каира

Российская премьера: 1 апреля 1877 года
Мариинский театр, Санкт-Петербург

Премьера постановки: 11 апреля 2014 года
Московский академический Музыкальный театр
им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Проект осуществлен при поддержке компании "ВР"


BP.PNG

О спектакле

11 апреля 2014 года состоялась премьера оперы Дж. Верди "Аида" в постановке Петера Штайна. Этого выдающегося немецкого режиссера хорошо знают в России. На Чеховском фестивале были показаны его спектакли "Вишневый сад", "Три сестры", "Дядя Ваня". На отечественной сцене им поставлены "Орестея" Эсхила и "Гамлет" Шекспира. Оперные постановки Петера Штайна шли на фестивале в Зальцбурге, в Венской государственной опере, Нидерландской опере, миланском театре "Ла Скала" и "Лисеу" в Барселоне, оперных театрах Цюриха, Лиона и других городов.

"Казалось бы, первая мысль, которая должна прийти в голову режиссера, берущегося за постановку "Аиды" – попробовать сделать все так, как написал Верди. Тем не менее, именно этого никто почему-то не делает. Мы привыкли думать, что "Аида" – это масштабное зрелище с эффектными декорациями и костюмами, марширующими статистами, желательно даже со слонами на сцене. И все время – forte, forte, forte! Но если мы откроем партитуру, то увидим совсем другую картину. Больше половины оперы – это piano и pianissimo.


Мы с дирижером договорились о том, что будем соблюдать все авторские указания, чтобы "Аида" из пышного шоу вновь стала тем, чем она была задумана – интимной психологической драмой. Перед нами классический любовный треугольник: две женщины любят одного мужчину. Все остальное – политика, война, религия, интриги – фон, на котором разворачивается действие".

Петер Штайн

Действующие лица и исполнители
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик
Аида
Амнерис
Радамес
Рамфис
Амонасро
Фараон
Жрица
Гонец
Краткое содержание
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Дворец фараона в Мемфисе
Верховный жрец Рамфис говорит начальнику дворцовой стражи Радамесу, что враждебные эфиопы готовятся вновь напасть на Египет. Радамес мечтает возглавить египетское войско. Он любит Аиду, рабыню дочери фараона Амнерис, и надеется, что военный триумф поможет ему освободить Аиду и жениться на ней. Но в Радамеса влюблена и Амнерис. Она с ревностью замечает чувства Радамеса к Аиде.

Гонец приносит весть о приближении эфиопского войска. Фараон назначает Радамеса верховным полководцем. Аида разрывается между любовью к Радамесу и мыслями о родине, ведь она – дочь царя Эфиопии Амонасро. Она молит богов о пощаде.

Храм Вулкана
Радамес проходит обряд посвящения. Рамфис призывает его защитить родину.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Покои Амнерис
Эфиопская армия побеждена. Амнерис ждет возвращения Радамеса в надежде стать его женой. Появляется Аида. Принцесса отсылает остальных слуг, чтобы узнать тайну своей рабыни. Сначала она говорит Аиде, что получила известие о гибели Радамеса, после чего открывает правду: Радамес жив. Отчаяние и радость Аиды не оставляют никаких сомнений в том, что она любит Радамеса. Амнерис клянется уничтожить соперницу.

У ворот Фив
Торжественным маршем проходят войска во главе с Радамесом. Вслед за этим вводят пленных эфиопов. Среди них отец Аиды Амонасро. Он просит дочь никому не говорить, кто он такой.

Радамес просит фараона помиловать побежденных врагов. Фараон освобождает пленных, но оставляет Амонасро в качестве заложника. В награду за победу Радамес должен получить руку Амнерис.

АНТРАКТ

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Берег Нила
Амнерис в сопровождении Рамфиса отправляется в храм. Аида ждет тайного свидания с Радамесом. Она погружена в печальные мысли о своей родине. Внезапно появляется Амонасро. Он требует, чтобы Аида выведала у Радамеса путь, по которому египетская армия пойдет в Эфиопию. Амонасро прячется.

Появляется Радамес. Он клянется Аиде в любви и соглашается бежать вместе с ней. Аида спрашивает Радамеса о пути, по которому пойдет армия. Как только Радамес открывает секрет, появляется Амонасро. Радамес в отчаянии от того, что он выдал врагу государственную тайну.

Из храма выходят Рамфис и Амнерис. Амонасро и Аида спасаются бегством. Радамес отдает себя в руки жрецов.

ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ

Подземный зал во дворце фараона
Радамес ожидает суда. Амнерис предлагает ему спасение, если он откажется от Аиды, но Радамес непреклонен. Суд признает его предателем и приговаривает к погребению заживо. Амнерис тщетно просит жрецов смягчить приговор.

Храм Вулкана
Аида проникает в подземелье, чтобы разделить судьбу Радамеса. Влюбленные прощаются с жизнью. В храме наверху Амнерис оплакивает свою судьбу.
Пресса
Верди начинает и выигрывает
21 апреля,  2014,  Андрей Максимов,
Российская газета
Смерть на Ниле
17 апреля,  2014,  Сергей Коробков,
Культура
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел
17 апреля,  2014,  Марина Гайкович,
Независимая газета
Где угодно, когда угодно
16 апреля,  2014,  Анна Гордеева,
Московские новости
«Аида»: против системы
15 апреля,  2014,  Наталья Витвицкая,
Ваш досуг
Гробница на колесиках
14 апреля,  2014,  Юлия Бедерова,
Коммерсант
Скромное обаяние империи
14 апреля,  2014,  Лейла Гучмазова,
Российская газета
Опьяни мое сердце
14 апреля,  2014,  Майя Крылова,
Новые Известия
Солидный бутик для рафинированной клиентуры
14 апреля,  2014,  Екатерина Бирюкова,
Colta.ru
«Аида» Петера Штайна кончается кровавым катарсисом
13 апреля,  2014,  Ярослав Тимофеев,
Известия
Возвращение традиций, или Хроника одной премьеры
13 апреля,  2014,  Федор Борисович,
OperaNews.ru
Египетские сны Петера Штайна
12 апреля,  2014,  Екатерина Кретова,
Московский комсомолец
Вечная "Аида"
12 апреля,  2014,  Екатерина Ключникова,
Музыкальное обозрение
«Аида» не нуждается в пышности
11 апреля,  2014,  Сергей Бирюков,
Труд
Основная сцена, 19:00
Цена от 800 до 3000 руб.
Все даты
  • 12 декабря, 19:00
  • 13 декабря, 19:00
Генеральный партнер
Генеральный медиа-партнер
юбилейного сезона
Официальный отель театра
Официальный партнер театра
Информационные партнёры
Официальный
информационный партнёр
Партнер театра