Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
English version

Дон Жуан

Продолжительность:
3 часа 30 минут (один антракт)
Дата премьеры:
10 июня 2014 года
Язык исполнения:
итальянский
ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ СТАРШЕ 16 ЛЕТ
Композитор Вольфганг Амадей Моцарт
Либретто Лоренцо да Понте
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Уильям Лейси
Дирижер Тимур Зангиев
Режиссер-постановщик Александр Титель
Художник-постановщик Адомас Яцовскис
Художник по костюмам Мария Данилова
Художник по свету Дамир Исмагилов
Главный хормейстер Станислав Лыков
Нотный материал предоставлен издательством Bärenreiter

Мировая премьера: 29 октября 1787 года
Театр графа Ностица, Прага 

Премьера постановки: 10 июня 2014 года
Московский академический Музыкальный театр
им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
О спектакле

Вольфганг Амадей Моцарт определил жанр своего "Дон Жуана" как dramma giocoso, то есть "веселая драма".  Если не считать это словосочетание конкретным жанром, - совершенный оксюморон. И в самом деле, "Дон Жуан" содержит загадок и противоречий больше, чем любая другая  опера. Здесь перемешались игра и реальность,  маски и лица, чувственность и  холодное нравоучение. Непонятно, где заканчивается одно, и начинается другое.

Моцарт и его либреттист Лоренцо да Понте написали "Дон Жуана" для Праги, где в 1787 году и состоялась премьера оперы. Пражане приветствовали новое сочинение Моцарта совершенно неистово. Последовавшая затем постановка в Вене не имела столь восторженного отклика. Император Иосиф II заметил, что «"Дон Жуан" оказался не по зубам» его венцам. Он вряд ли мог тогда  предположить, что попытки разгадать "Дон Жуана" будут бесконечны. Сегодня, спустя два с половиной столетия после премьеры, моцартовский "Дон Жуан" по-прежнему остается неразгаданной оперной тайной.


Действующие лица и исполнители
Дирижер
Дон Жуан
Лепорелло
Дон Оттавио
Мазетто
Донна Анна
Донна Эльвира
Церлина
Командор
Краткое содержание
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Поздней ночью Дон Жуан покидает комнату Донны Анны. На шум приходит отец Анны – Командор. Он вызывает Дон Жуана на поединок и гибнет от его руки. Донна Анна берет со своего жениха Дона Оттавио клятву отомстить убийце.

Дон Жуан чувствует приближение новой женщины. Но вместо незнакомки перед ним покинутая им Донна Эльвира, его жена. Лепорелло демонстрирует Эльвире объемистую рукопись – жизнеописание Дон Жуана и список его любовных побед.

Дон Жуан и Лепорелло встречают веселящуюся компанию. Это празднуют свадьбу Мазетто и Церлина. Дон Жуан приглашает всех к себе в гости. Лепорелло уводит Мазетто, Дон Жуан и Церлина остаются вдвоем. Но их уединение нарушает неожиданное появление Донны Эльвиры.

Случай сталкивает Дон Жуана, Донну Анну, Дона Оттавио и Донну Эльвиру. Эльвира упрекает Дон Жуана в неверности, тот объясняет ее слова любовным помешательством. Донна Анна признается Дону Оттавио, что ее отца убил Дон Жуан.

В доме Дон Жуана появляются Оттавио, Анна и Эльвира. Их лица скрыты масками. Здесь же Мазетто и Церлина. Играет музыка, слуги разносят вино. В разгар праздника слышится крик Церлины. Дон Жуан обвиняет Лепорелло в покушении на честь девушки, но его словам уже никто не верит.

АНТРАКТ 

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Дон Жуан хочет соблазнить служанку Донны Эльвиры. С этой целью он выманивает Эльвиру на свидание, подставляя вместо себя Лепорелло.

Дон Жуан, обменявшийся одеждой с Лепорелло, встречает Мазетто и его товарищей, которые намерены отомстить ненавистному любимцу женщин. Мнимый Лепорелло берется помочь им. Направив преследователей в разные стороны, он от души колотит Мазетто. Подоспевшая Церлина утешает жениха.

Тем временем настоящий Лепорелло в костюме Дон Жуана пытается скрыться от Донны Эльвиры. В темноте они сталкиваются с Донной Анной и Доном Оттавио, тут же оказываются Мазетто с Церлиной. Преследователям кажется, что они выследили Дон Жуана, но вместо него перед ними предстает Лепорелло.

Дон Жуан и Лепорелло встречаются на кладбище, где похоронен Командор. Дон Жуан приглашает Командора на ужин и получает согласие.

Дон Оттавио уверяет невесту, что злодей скоро будет наказан, однако его слова не облегчают страданий Анны.

Донна Эльвира приходит к Дон Жуану. Она пытается спасти его, но тщетно. Появляется Командор и увлекает Дон Жуана в преисподнюю.

Оставшиеся в живых герои провозглашают торжество добродетели над пороком. А Лепорелло отправляется на поиски нового хозяина – нового героя для своих записок.
Пресса
Опасные связи
12 декабря,  2014,  Екатерина Ключникова,
Музыкальное обозрение
Моцартовского Дон Жуана отправили в гроб с музыкой
17 июля,  2014,  Петр Поспелов,
Ведомости
О прекрасном и несчастном
20 июня,  2014,  Сергей Коробков,
Культура
Дон Жуан и Примадонна — проигравших нет
18 июня,  2014,  Мария Жилкина,
Belcanto.Ru
Фортепианный ад
18 июня,  2014,  Екатерина Бирюкова,
Colta.ru
Пианино по дороге в ад
17 июня,  2014,  Майя Крылова,
Новые Известия
Из клавира с любовью
17 июня,  2014,  Юлия Бедерова,
Коммерсант
«Дон Жуану» вернули остроумие и секс
16 июня,  2014,  Наталья Витвицкая,
Ваш досуг
Обольщение Жуана
15 июня,  2014,  Ирина Муравьева,
Российская газета
Дон Жуан сыграл в пианино
12 июня,  2014,  Екатерина Кретова,
Московский комсомолец
В Москве прогремела поступь Командора
11 июня,  2014,  Валерий Кичин,
Российская газета
"Дон Жуан". Премьера
5 июня,  2014,  Камилла Урманова,
MusicuM
24 января, чт
Основная сцена, 19:00
Цена от 600 до 2000 руб.
Все даты
  • 24 января, 19:00
Генеральный партнер
Генеральный медиа-партнер
юбилейного сезона
Официальный отель театра
Официальный партнер театра
Информационные партнёры
Официальный
информационный партнёр
Партнер театра