Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
English version

Серж Лифарь, хореограф


Танцовщик, хореограф, педагог, выдающийся деятель и теоретик балетного театра.

Родился 2 апреля 1905 г. в Киеве, где в 1920 г. началзанятия танцем в студии Брониславы Нижинской. В 1921 г. покинул Советский Союз и поступил в труппу "Русского балета" Сергея Дягилева, где продолжил занятия у выдающегося педагога Энрико Чекетти. В 1925 г. стал ведущим солистом труппы, наследником танцевальных традиций Вацлава Нижинского, исполнял главные партии в балетах "Ромео и Джульетта" Нижинской, "Кошка", "Аполлон Мусагет" и"Блудный сын" Баланчина. Обладал атлетическим телосложением, большим драматическим талантом и невероятной сценической харизмой, что принесло ему огромный успех.

По словам Лифаря, его "крестными" в искусстве были Пикассо и Шанель. Шанель говорила о Лифаре: "Он всегда меня смешил, в отличие от большинства мужчин, которые забывали это делать. Когда он видел, что я грущу, он рассказывал мне множество забавных историй о своем детстве в России, о своих родителях".

В 1929 г. Лифарь поставил свой первый балет — "Байку про лису, петуха, кота да барана" Стравинского. После смерти Дягилева в возрасте 24 лет был приглашен в балетную труппу Парижской оперы и вскоре возглавил ее. Обязанности руководителя со-вмещал с работой балетмейстера и выступлениям ив качестве солиста-премьера. Лифарь сумел преодолеть давнюю традицию театра, где балетные представления давались только в сочетании с оперой, и ввел практику еженедельных балетных спектаклей. В 1932 г. он был удостоен звания профессора танца и начал проводить реформу балетной школы Парижской оперы, в частности вводил в репертуар учащихся не только классические, но и современные балеты, в том числе собственные.

Лифарь начал возрождение балета Парижской оперы, обогатив его репертуар и вернув репутацию одной из ведущих балетных трупп Европы, укрепил позиции танцоров-мужчин. Он занимался возобновлением классических спектаклей и поставил более 50 оригинальных балетов, в том числе "Творение Прометея" (1929), "Призрак розы" (1931), "После-полуденный отдых фавна" (1935); "Икар" с оформлением Пикассо (1935), "Иштар" (1941), "Сюита в белом" (1943), "Миражи" (1947), "Федра" (1950),"Фантастическая свадьба" (1955).

Большинство его балетов считались современными, но оставались классическими по структуре; многие из них сюжетны и созданы на мифологические и библейские темы. В своих постановках Лифарь старался передать драму при помощи не пантомимы, а сочинения особого хореографического языка. Он ставил танец выше музыки и сценографии,был убежден в само-ценности танцевального языка и считал, что хореография не должна быть обусловлена музыкой. Теоретически свою концепцию он изложил в книге "Манифест хореографа" (1935), а практически воплотил в балете "Икар", титульную партию в котором создал для себя. Спектакль сопровождался аккомпанементом ударных, добавленным уже после того,как работа над хореографией была завершена. В следующих балетах он отказался от столь радикальных методов, но продолжал работать в тесном сотрудничестве с композиторами и аранжировщиками, добиваясь музыкальных эффектов, необходимых для его хореографии.

Лифарь возглавлял балет Парижской оперы почти три десятилетия (1929-1945, 1947-1958), в том числе в период Второй мировой войны и немецкой оккупации Франции, спасал из нацистских лагерей танцовщиков-евреев и других национальных меньшинств. По горькой иронии судьбы за работу при фашистской власти он был обвинен в коллаборационизме, приговорен к смертной казни и был вынужден покинуть Францию. Он возглавил труппу "Новый балет Монте-Карло", но в 1947 г., после отмены обвинения, вернулся в Париж и занял прежнюю должность. Под его руководством труппа провела триумфальные гастроли в США.

30 марта 1958 г. произошел громкий конфликт между Лифарем и 72-летним импресарио Джорджем Куэвасом, завершившийся дуэлью. Причиной стал перенос "Сюиты в белом" в труппу "Балет маркиза де Куэваса" под названием "Черное и белое". Пытаясь отстоять оригинальное название, Лифарь был публично оскорблен маркизом. Номинально дуэль проводилась тайно (они запрещены во Франции с XVII в.), но фактически привлекла огромное внимание общественности. Поединок прошел в присутствии 50 газетных фотографов и закончился на восьмой минуте, после легкого ранения Лифаря, слезами и объятьями противников. В 1958 г. Лифарь был вынужден покинуть Парижскую оперу. В 1961 г. он впервые после эмиграции побывал в СССР.

Литературное наследие Лифаря включает 18 книг – исследования по истории и теории танца, автобиографические книги "Дягилев и с Дягилевым" и"Мемуары Икара". В зрелом возрасте начал серьезно заниматься рисованием и оставил после себя значительное количество оригинальных работ.

Умер Лифарь 15 декабря 1986 года в Лозанне.


Генеральный партнер
Генеральный медиа-партнер
юбилейного сезона
Официальный отель театра
Официальный партнер театра
Информационные партнёры
Официальный
информационный партнёр
Партнер театра