Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
English version

Джордж Баланчин, хореограф


Окончил Петроградское хореографическое училище в 1921 году. Артист Мариинского театра в 1921 - 24 гг: участвовал в премьере "Танцсимфонии" Ф. Лопухова; в репертуар входили такие партии, как: Жан ("Жавотта" К. Сен-Санса), танец буффонов ("Щелкунчик") и др. Одновременно учился в консерватории по классу фортепиано. Первые балетмейстерские опыты относятся к ученическим годам, позже сочинял концертные номера, танцы для драматических ("Цезарь и Клеопатра" Б. Шоу, "Эуген Несчастный" Э. Толлера) и оперных спектаклей (Малый театр).
  
В 1923 году вместе с В. Дмитриевым, П. Гусевым и Ю. Слонимским организовал группу энтузиастов "Молодой балет", программа выступлений которого состояла в основном из номеров, поставленных Баланчиным. В концертах участвовали А. Данилова, Л. Иванова, О. Мунгалова, В. Вайнонен, П. Гусев, Л. Лавровский и др. Для артистов и поддерживавших их критиков, художников, театроведов основным было страстное стремление критически пересмотреть балетное наследие, жажда перемен в хореографии. 

В 1924 году Баланчин уехал за границу; в 1925 - 29 гг. служил балетмейстером в труппе русского балета С. Дягилева; за это время осуществил 10 постановок: "Песнь соловья" И. Стравинского, "Барабау" В. Риети, "Пастораль" Ж. Орика, "Кошка" A. Коре, "Аполлон Мусагет" И. Стравинского, "Блудный сын" С. Прокофьева и др. В дальнейшем — балетмейстер "Русского балета в Монте-Карло" (1932), "Балета 1933" и др. 

В 1934 году в США организовал балетную школу и труппу (при поддержке Линкольна Кернстайна), которая с 1948 носит название New York City Ballet. Баланчин — один из немногих зарубежных хореографов, создавших постоянную труппу со своим репертуаром. Количество его постановок огромно (около 100). Среди них балеты И. Стравинского — "Игра в карты" (1937), "Орфей" (1948), "Агон" (1957), "Симфония в трех движениях" (1972); балеты на музыку Чайковского — "Серенада" (1935), "Тема с вариациями" (1947), "Моцартиана" (1981); на музыку М. Равеля — "Вальс" (1951); М. Глинки — "Глинкиана" (1967); И. С. Баха — "Кончерто барокко" (1941); В.А. Моцарта — "Концертная симфония" (1948); Ф. Мендельсона — "Шотландская симфония" (1952); Ж. Бизе — "Симфония, или Хрустальный дворец" (1948); П. Хиндемита — "Четыре темперамента" (1946), "Метаморфозы" (1952); А. Веберна — "Эпизоды" (1959) и др.

О своих творческих принципах Баланчин говорил: "Балет — настолько богатое искусство, что он не должен быть иллюстратором даже самых интересных, даже самых содержательных литературных первоисточников... Пятнадцать лет танцовщики вырабатывают каждую клетку своего тела, и все клетки должны петь на сцене. И если красота этого выработанного и вытренированного тела, его движения, его пластика, его выразительность доставят эстетическое удовольствие сидящим в зрительном зале, то балет, на мой взгляд, своей цели достиг".


Генеральный партнер
Генеральный медиа-партнер
юбилейного сезона
Официальный отель театра
Официальный партнер театра
Информационные партнёры
Официальный
информационный партнёр
Партнер театра