Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
English version

Пол Тейлор, хореограф


Выдающийся американский хореограф XX-XXI веков, продолжающий оказывать влияние на развитие современного американского танца, одной из ключевых фигур которого он является. На протяжении 60 лет он был художественным руководителем Танцевальной компании Пола Тейлора, а в 2014 году создал большую культурную институцию – фонд Современного американского танца.

Пол Тейлор родился 29 июля 1930 г., через 9 месяцев после начала Великой депрессии. Вырос в Вашингтоне, в университете увлекся книгами о танце и поступил в Джульярдскую школу. Заявил о себе как танцовщик и хореограф-новатор в 1954 г., когда организовал маленькую танцевальную компанию и начал работать как хореограф, а параллельно присоединился к труппе Марты Грэм в качестве танцовщика. В 1959 г. стал приглашенным солистом Нью-Йорк Сити балет, где Баланчин поставил для него соло в балете "Эпизоды".

Впервые Тейлор обратил на себя внимание спектаклем "Семь новых танцев", в одной из частей которого он просто неподвижно стоял на сцене. Премьера была отмечена рецензией в несколько пустых строк, а Грэм окрестила его "плохим мальчишкой". Первым крупным успехом стал изящный балет "Ореол" (1962) на музыку Генделя. В 1965 г. Тейлор вызвал жестокие нападки элиты, высмеяв почитаемые символы Америки в спектакле "От моря до сияющего моря", еще больше споров вызвал спектакль "Большая Берта" (1970), в центре которого стояла тема инцеста.

В 1974 г. Тейлор завершил карьеру танцовщика и поставил балет "Эспланада" (1975), знаковый спектакль, быстро ставший классикой. Он изучал низменные инстинкты человека в "Расколотом королевстве" (1976), интимные отношения мужчин на войне задолго до установления нормы "Не спрашивай, не говори" в спектакле "Закат" (1983), запечатлел Армагеддон в "Последнем взгляде" (1985), осуждал религиозное лицемерие и семейное насилие в "Говоря языком" (1988). В "Компании Б" (1991) на музыку памяти жертвам Второй мировой войны, в балете "Слово" (1998) выступил против религиозного фанатизма и слепого доверия власти. В начале 2000-х он осуждал американский империализм в "Банкете стервятников", шутил над феминизмом в "Девушках мечты", вглядывался в лицо смерти во вдохновленном Уолтом Уитменом "Любимом изменнике", анализировал неспособность мужчин и женщин выстраивать прочные отношения в современном обществе в "Кратких встречах" (2009) и "Неприсоединившихся" (2011).

Тейлор создал 146 постановок, многие из которых стали культовыми. Они охватывают огромный круг тем, но больше всего внимание хореографа привлекают вопросы устройства мира и места человека в нем, жизни и смерти, любви и сексуальности во всех гендерных вариациях, а также знаковые моменты американской истории. За пронзительный взгляд на судьбы солдат газета "Нью-Йорк Таймс" назвала его одним из "великих военных поэтов" – уникальная характеристика для представителя искусства, лишенного слов. Хотя в большинстве работ Тейлор порывает с традицией, в его наследии есть как чисто романтические, так и превосходные комические балеты.

В своих постановках Тейлор использовал такой широкий спектр музыки, что сложно найти музыкальное направление, которое для американцев не ассоциировалось бы с его хореографией. В его спектаклях звучат средневековая месса, танцы эпохи Возрождения, барочные концерты, классические симфонии, партитуры Дебюсси, Кейджа, Фелдмана, Лигети и Пярта, регтаймы, танго, музыка улиц и звуки большого города.

Творчество Тейлора вдохновило десятки людей профессионально заняться хореографией, под его воздействием появились новые танцевальные компании. Ему посвящен документальный фильм М. Даймонда "Dancemaker", номинированный на Оскар и названный журналом "Тайм" "возможно, лучшим документальным фильмом о танце, когда либо снятым". В автобиографии "Частное владение" и статье "Почему я ставлю танцы" Тейлор рассказал о тайнах своего творческого процесса, книга была признана национальной премией как лучшая биография года (1987). В 2013 г. вышел сборник его эссе "Факты и фантазии".

Тейлор удостоен практически всех значимых наград США в области культуры и искусства. Среди них приз Кеннеди-центра, премия "Эмми", Национальная медаль США в области искусств и др. Он является почетным доктором Калифорнийского института искусств, Колледжа Коннектикута, Университета Дьюка, Джульярдской школы, Государственного университета Нью-Йорка, почетным членом Американской академии искусств и литературы, кавалером Ордена Почетного легиона (Франция).

Несмотря на почтенный возраст, Тейлор продолжает оставаться одним из наиболее успешных и востребованных хореографов, его балеты исполняют театры и танцевальные компании всего мира, в том числе Датский королевский балет, Американский балетный театр, Балет Сан-Франциско, Балет Майами-Сити, Американский театр танца Элвина Эйли и др.

В фонде Современного американского танца Тейлор курирует различные проекты и, наряду со своими спектаклями, представляет публике выдающиеся постановки прошлого и настоящего на сцене Линкольн-Центра и по всему миру. Он заботится о будущем современного танца и занимается воспитанием молодого поколения хореографов.


Генеральный партнер
Генеральный медиа-партнер
юбилейного сезона
Официальный отель театра
Официальный партнер театра
Информационные партнёры
Официальный
информационный партнёр
Партнер театра