Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
English version

Рудольф Нуреев, хореограф

Участие в спектаклях
Балетмейстер-постановщик

Родился 17 марта 1938 года. Детство и юношеские годы провел в Уфе. В 1955 году поступил в Академию Русского балета им. А.Я. Вагановой в Ленинграде (педагог Александр Пушкин).

В 1958 году приглашен в труппу Кировского театра оперы и балета (ныне – Мариинский театр).

В 1961 году во время гастролей балетной труппы Кировского театра в Париже, перед посадкой в самолет, отправляющийся из аэропорта "Ле-Бурже" в СССР, Рудольф Нуреев попросил политического убежища. На следующий день он был принят в труппу "Балет Маркиза де Куэваса". В эти же дни состоялась его судьбоносная встреча с Эриком Бруном, премьером Королевского балета Норвегии.

В следующем году Рудольф Нуреев дебютирует в балете "Жизель" на сцене Королевского театра "Ковент-Гарден". В 1963 году там же принимает участие в мировой премьере балета Фредерика Аштона "Маргарита и Арман" совместно с Марго Фонтейн и становится постоянным приглашенным премьером труппы до 1977 года.

В 1963 году впервые пробует свои силы как балетмейстер, поставив картину "Тени" из "Баядерки" (по хореографии Мариуса Петипа) для труппы Королевского балета.

Нуреев выступает со всеми лучшими труппами в Европе и США, блистательно исполняя как партии в классическом репертуаре, так и в новых постановках Фредерика Аштона, Руди ван Данцига, Ролана Пети, Мориса Бежара, Джорджа Баланчина, Глена Тетли, Марты Грэм и Мюррея Луиса. Осуществляет новые редакции балетов Мариуса Петипа: "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Раймонда". Также создает оригинальные балеты "Танкред" и "Манфред".

В 1983 году Рудольф Нуреев назначен директором балета Парижской Оперы. На этом посту он останется до 1989 года. За время его руководства в репертуар театра вошли восстановленные балеты эпох барокко и раннего романтизма, а также совершенно новые работы, над созданием которых работали Уильям Форсайт, Руди ван Данциг, Морис Бежар, Твайла Тарп, Филипп Декуфле. Нуреев не считался с балетной иерархией: давал главные сольные партии начинающим танцовщикам и произвел в этуали пятерых самых ярких из них: Сильви Гиллем, Изабель Герен, Элизабет Морен, Мануэль Легри и Лоран Илер. Рудольф Нуреев поднял международный престиж Парижской оперы. Он вывез труппу на гастроли в США после тридцатилетнего перерыва. Под его руководством труппа выступала на фестивалях в Венеции, Вене, Афинах и Авиньоне.

В 1989 году, получив разрешение советских властей, Рудольф Нуреев выступил в "Сильфиде" в Кировском театре, где до этого был в последний раз в 1961 году. В 1990 году принял участие в съемках музыкальной комедии "Король и я" в США. В последний раз выступил на сцене Парижской оперы как танцовщик в балете Мориса Бежара "Песни странствующего подмастерья". После ухода с балетной сцены посвятил себя дирижированию.

В 1992 г. поставил на сцене Парижской оперы свой последний балет – "Баядерку" (на основе хореография Мариуса Петипа).

Скончался 6 января 1993 года. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.


Генеральный партнер
Генеральный медиа-партнер
юбилейного сезона
Официальный отель театра
Официальный партнер театра
Информационные партнёры
Официальный
информационный партнёр
Партнер театра