Аида | MAMT
Опера
12+

Аида

Опера Джузеппе Верди «Аида» возглавляет список главных шлягеров мирового оперного репертуара, который в англоязычных странах в шутку называют ABC (Aida, Boheme, Carmen). Премьера «Аиды» в постановке Петера Штайна состоялась на нашей сцене в 2014 году. После трехлетнего перерыва МАМТ возобновляет показы спектакля. 

Обычно на «Аиду» покушаются самые крупные – «императорские» – оперные театры, выставляя на сцену массы хора, миманса, балета, а иногда и настоящих экзотических животных в знаменитом финале II акта. Но на самом деле, «Аида» – опера о любви, верности, предательстве, страсти… 

Казалось бы, первая мысль, которая должна прийти в голову режиссера, берущегося за постановку «Аиды» – попробовать сделать все так, как написал Верди. Тем не менее, именно этого никто почему-то не делает. Мы привыкли думать, что «Аида» – это масштабное зрелище с эффектными декорациями и костюмами, марширующими статистами, желательно даже со слонами на сцене. И все время – forte, forte, forte! Но если мы откроем партитуру, то увидим совсем другую картину. Больше половины оперы – это piano и pianissimo.

Мы с дирижером договорились о том, что будем соблюдать все авторские указания, чтобы «Аида» из пышного шоу вновь стала тем, чем она была задумана – интимной психологической драмой. Перед нами классический любовный треугольник: две женщины любят одного мужчину. Все остальное – политика, война, религия, интриги – фон, на котором разворачивается действие.

Петер Штайн

Читать далее Скрыть
при поддержке
image
Продолжительность
3 часа 20 минут с одним антрактом
Дата премьеры
14 апреля 2014
Язык исполнения
Итальянский

Постановщики

Дирижер-постановщик
Режиссер-постановщик
Ассистент режиссера-постановщика
Режиссер капитального возобновления (2022 год)
Костюмы
Главный хормейстер

Краткое содержание

Первое действие

Дворец фараона в Мемфисе Верховный жрец Рамфис говорит начальнику дворцовой стражи Радамесу, что враждебные эфиопы готовятся вновь напасть на Египет. Радамес мечтает возглавить египетское войско. Он любит Аиду, рабыню дочери фараона Амнерис, и надеется, что военный триумф поможет ему освободить Аиду и жениться на ней. Но в Радамеса влюблена и Амнерис. Она с ревностью замечает чувства Радамеса к Аиде. Гонец приносит весть о приближении эфиопского войска. Фараон назначает Радамеса верховным полководцем. Аида разрывается между любовью к Радамесу и мыслями о родине, ведь она – дочь царя Эфиопии Амонасро. Она молит богов о пощаде.

Храм Вулкана. Радамес проходит обряд посвящения. Рамфис призывает его защитить родину.

Второе действие

Покои Амнерис. Эфиопская армия побеждена. Амнерис ждет возвращения Радамеса в надежде стать его женой. Появляется Аида. Принцесса отсылает остальных слуг, чтобы узнать тайну своей рабыни. Сначала она говорит Аиде, что получила известие о гибели Радамеса, после чего открывает правду: Радамес жив. Отчаяние и радость Аиды не оставляют никаких сомнений в том, что она любит Радамеса. Амнерис клянется уничтожить соперницу.

У ворот Фив. Торжественным маршем проходят войска во главе с Радамесом. Вслед за этим вводят пленных эфиопов. Среди них отец Аиды Амонасро. Он просит дочь никому не говорить, кто он такой. Радамес просит фараона помиловать побежденных врагов. Фараон освобождает пленных, но оставляет Амонасро в качестве заложника. В награду за победу Радамес должен получить руку Амнерис.

Третье действие

Берег Нила. Амнерис в сопровождении Рамфиса отправляется в храм. Аида ждет тайного свидания с Радамесом. Она погружена в печальные мысли о своей родине. Внезапно появляется Амонасро. Он требует, чтобы Аида выведала у Радамеса путь, по которому египетская армия пойдет в Эфиопию. Амонасро прячется. Появляется Радамес. Он клянется Аиде в любви и соглашается бежать вместе с ней. Аида спрашивает Радамеса о пути, по которому пойдет армия. Как только Радамес открывает секрет, появляется Амонасро. Радамес в отчаянии от того, что он выдал врагу государственную тайну. Из храма выходят Рамфис и Амнерис. Амонасро и Аида спасаются бегством. Радамес отдает себя в руки жрецов.

Четвертое действие

Подземный зал во дворце фараона Радамес ожидает суда. Амнерис предлагает ему спасение, если он откажется от Аиды, но Радамес непреклонен. Суд признает его предателем и приговаривает к погребению заживо. Амнерис тщетно просит жрецов смягчить приговор.

Храм Вулкана. Аида проникает в подземелье, чтобы разделить судьбу Радамеса. Влюбленные прощаются с жизнью. В храме наверху Амнерис оплакивает свою судьбу.

Сми о спектакле

Культура Смерть на Ниле 17 апреля 2014, Сергей Коробков
Московские новости Где угодно, когда угодно 16 апреля 2014, Анна Гордеева
Ваш досуг «Аида»: против системы 15 апреля 2014, Наталья Витвицкая
Коммерсант Гробница на колесиках 14 апреля 2014, Юлия Бедерова
Российская газета Скромное обаяние империи 14 апреля 2014, Лейла Гучмазова
Новые Известия Опьяни мое сердце 14 апреля 2014, Майя Крылова
Colta.ru Солидный бутик для рафинированной клиентуры 14 апреля 2014, Екатерина Бирюкова
Известия «Аида» Петера Штайна кончается кровавым катарсисом 13 апреля 2014, Ярослав Тимофеев
Московский комсомолец Египетские сны Петера Штайна 12 апреля 2014, Екатерина Кретова
Музыкальное обозрение Вечная «Аида» 12 апреля 2014, Екатерина Ключникова

Прошедшие спектакли

Ближайшие события

Генеральный партнер
Генеральный
партнер
Официальный партнер
Официальный
партнер
Официальный партнер
Официальный
партнер
Информационный партнер театра
Информационный
партнер театра
Информационный партнер театра
Информационный
партнер театра