«Баядерка» украшает репертуар практически каждого российского театра оперы и балета. Сегодня этот знаменитый балет Мариуса Петипа идет, как правило, в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани или, как нынче в Большом театре, Юрия Григоровича. Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко обратился к версии легендарной балерины Натальи Макаровой, оставшейся в 1970 году в Лондоне во время гастролей ленинградского Кировского театра. Имя «невозвращенки» — международной звезды, прима-балерины Американского театра балета — почти на два десятилетия было вычеркнуто из истории отечественного балета.
Дебютировав в 1974 году как хореограф актом «Тени» из балета «Баядерка», в 1980 году Наталья Макарова осуществила постановку полной версии спектакля, ставшего очень популярным на Западе. Его взяли в свой репертуар Королевский балет Великобритании, миланский «Ла Скала», Шведский королевский балет, Австралийский балет, Гамбургский балет и другие крупнейшие танцевальные труппы мира. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко строит свою афишу эксклюзивно. И это касается не только работ современных хореографов. «Лебединое озеро» идет здесь в редкой редакции Владимира Бурмейстера, «Сильфида» — в постановке Пьера Лакотта. И вот теперь в репертуаре театра — «Баядерка» Натальи Макаровой.
Эта версия отличается от знакомых российскому зрителю интерпретаций истории любви храмовой танцовщицы Никии и храброго воина Солора, предавшего свою любовь. Первые два акта сведены в один, и многие картины сильно сокращены. Сцена объяснения Никии, приглашенной во дворец раджи, где она узнает, что Солор в награду за свои ратные подвиги получает в жены дочь правителя Гамзатти, сведена до пантомимы. Сильно усечена и отличающаяся имперским размахом картина свадебного торжества в честь Солора и Гамзатти. Жертвой пали не только знаменитый танец с попугаями и зажигательный танец с барабанами. Под сокращение попало и великолепное гран па, оставшееся в спектакле в урезанном виде, так же как и танец Никии со змеей (эмоциональный пик сцены), в котором выражена вся гамма чувств героини: от отчаяния до внезапно вспыхнувшей надежды. Впрочем, можно не заниматься подсчетом потерь, а смотреть «Баядерку» Натальи Макаровой как новый спектакль и судить его по законам, самим хореографом «над собой признанным». И тогда это — понятное (без подсказок либретто), сюжетно внятное, динамичное действие, приостанавливающее свой бег в акте «Теней». Безупречная по красоте картина — настоящий «бенефис» кордебалета, с которым прекрасно поработала ассистентка Макаровой Ольга Евреинова.
Наталья Макарова недаром сократила первые части спектакля. Она досочинила финал, имевший место у Петипа. После встречи с умершей Никией в Царстве теней (куда он попадает, накурившись опиума) Солору предстоит земной брак с Гамзатти. Начинается подготовка к свадьбе, баядерки танцуют ритуальный танец свечей. Золотой Божок в великолепном исполнении Дмитрия Загребина зависает над сценой. Гамзатти танцует сочиненную для нее вариацию, но Солора продолжает преследовать образ Никии, которая как молчаливый укор участвует в общем танце. Солор не в состоянии произнести брачной клятвы, и небеса обрушивают свою кару на всех присутствующих, погребя их под камнями разрушенного храма. Было бы преувеличением сказать, что вновь сочиненные танцы — хорео-графический шедевр. Но они логично расставляют все точки над «i». Более того, в финале мы видим, как «души» Никии и Солора соединяются на небесах, что должно порадовать любителей хеппи-эндов. Великая балерина и опытный хореограф рассказала настоящую love story, и наверняка у этой версии найдутся свои поклонники.
Если же говорить о танцевавших премьерный спектакль Наталье Сомовой (Никия) и Эрике Микиртичевой (Гамзатти), то в этом хореографическом поединке они выступают на равных. Сказать, что кто-то из них блеснул на первом представлении пока нельзя, но и не увидеть того, что у обеих исполнительниц есть все данные к тому, чтобы эти партии зазвучали сильно и выразительно, было бы несправедливо. Зато у Солора-Полунина партия «заблистала» с первого же стремительного выхода на сцену. Его танец уже и сейчас можно назвать безупречным, а актерское исполнение — страстным и точным.