Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко выпустил мини-премьеру — обновленную версию постановки Bloom своего балетного худрука Максима Севагина.
Впервые балет, название которого решили не переводить на русский (ничего криминального — просто «Цветение»), увидел свет под занавес сезона 2018/19 — на его закрытии 15-минутный хореографический опыт Максима Севагина включили в гала-концерт. Ни к чему не обязывающий эксперимент оказался удачным: молодой танцовщик, еще со времен учебы в Вагановской академии отметившийся постановками в постбаланчинском духе, предложил чистую и внятную композицию. Это позволило Лорану Илеру, тогдашнему худруку труппы, поверить в потенциал Севагина.
Год назад, скоропалительно прощаясь с Москвой, Илер передал ему правление. А новые условия срочно востребовали молодой талант: в прошлом сезоне Севагин выпустил по одноактному балету в Екатеринбурге и в Москве, показал «Ромео и Джульетту»; в нынешнем сезоне блеснул новой короткометражкой в Перми, еще одну готовит дома.
Но работа худрука труппы предполагает и обслуживание нужд труппы. В том числе — ликвидацию возникающих из-за истечения авторских прав репертуарных дыр. Таким образом Севагин оказался «на разогреве» у Акрама Хана и Шарон Эяль, мэтров актуальной хореографии. Для этого он вернулся к Серенаде для струнного оркестра Дворжака и своему дебютному балету Bloom.
Теперь спектакль расширен почти в три раза, и в каком-то смысле это парад вверенной ему труппы: в нем занято по девять танцовщиков и танцовщиц — почти все ведущие силы коллектива. Но разбивка на девять дуэтов в программке — рекламная обманка.
Спектакль начинает вся мужская девятка, и можно по привычке предположить их состязание в стиле «выше, быстрее, сильнее» — вариации на спартаковские темы Григоровича или «Агона» Баланчина. Но нагромождения сложных прыжков, многооборотных вращений Севагин не предлагает. Он выстраивает мужские хороводы так же, как сто лет назад Баланчин — женские на музыку Серенады для струнных Чайковского.
Танцовщики в сиреневых брюках с голыми микеланджеловскими торсами (костюмы Татьяны Бакуновой) вьются, тянутся к свету, как экзотические цветы. Резвящиеся на поляне девушки, тоже в сиреневом, то образуют соцветия, то рассыпаются в разных сочетаниях и не боятся одиночества.
Когда обе группы объединяются, возникающие при этом союзы оснащены поддержками разнообразными, красивыми, необычными, выдающими восхищение «шопеновскими» балетами Джерома Роббинса. Но сочетания выглядят сиюминутными, они создаются, чтобы рассыпаться и оставить вновь чисто мужской сад в красиво меркнущем свете (художник по свету Татьяна Мишина).
Но это не повод оставлять в темноте другие постановки 25-летнего хореографа. Тем более что в течение ближайших двух недель в программе «Золотой маски» можно увидеть не только шумных «Ромео и Джульетту» в том же Театре Станиславского и Немировича-Данченко, но и на Новой сцене Большого — «Безупречную ошибку» в вечере на музыку Леонида Десятникова «L.A.D.» театра «Урал Опера Балет»; за эту работу Севагин впервые номинирован на звание лучшего хореографа прошлого сезона.