Хованщина | MAMT
Опера
12+

Хованщина

Премия «Золотая Маска» за «Лучший спектакль в опере» (2016)

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко возвращает в репертуар оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского. Премьерные показы возобновленной постановки пройдут на Основной сцене 2 и 3 февраля 2022 года.

«Хованщина» по самобытности музыки, по своему сюжету, пожалуй, могла бы стать самой «русской» оперой. Композитор определил ее жанр так – народная музыкальная драма. «Хованщина» – это череда исторических эскизов, на которых изображены судьбы реальных исторических и вымышленных самим композитором персонажей. На этих эскизах особое место занимает русский народ. В опере сложно отыскать хотя бы одного положительного героя, но легко разглядеть «злосчастную Русь страдалицу»… Мусоргский приступил к сочинению своего грандиозного исторического коллажа в 1872 году, именно в тот период, когда интерес к отечественной истории был как никогда велик. В сюжете оперы переплетены исторические события, произошедшие между стрелецким бунтом 1682 года (он и дал название опере) и окончательным утверждением у власти царя Петра Алексеевича. Русский народ тогда оказался  раздираем спором о выборе своего цивилизационного пути, спором о старой и новой вере, мучим извечными вопросами «кто виноват» и «что делать». Любой исход спора, как и любой ответ на вопрос оказался бы для Руси фатальным. Действительно, по глубине, по духу «Хованщина» могла бы стать самой русской оперой, доведи композитор свой авторский замысел до конца.

Мусоргский работал долго и трудно, начинал и бросал свои сочинения: к моменту смерти композитора в 1881 году «Хованщина» за исключением финальной сцены последнего акта была готова в клавире. Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену (долгое время «Хованщина» существовала именно в редакции Римского-Корсакова). В XX в. появилась еще одна редакция «Хованщины»: Шостакович создал собственную версию, музыкальному решению которой присуще производимое ощущение мрачности, а порой – всепоглощающего экзистенциального ужаса.

Музыкальный театр свою «Хованщину», премьера которой состоялась в 2015 году, исполняет в редакции Дмитрия Шостаковича. Музыку финальной сцены оперы написал Владимир Кобекин, ныне живущий композитор.

Музыкальным руководителем постановки и возобновления стал дирижер Александр Лазарев, сделавший признанные эталонными записи многих русских опер. Режиссер-постановщик и режиссер возобновления – Александр Титель, сценограф – Владимир Арефьев, главный хормейстер – Станислав Лыков.

В возобновленном спектакле примут участие солисты оперной труппы, уже участвовавшие в «Хованщине» на сцене театра: бас Дмитрий Ульянов выйдет в партии Ивана Хованского, в партии его сына Андрея Хованского – тенор Николай Ерохин, в партии Марфы – меццо-сопрано Наталья Зимина и Ксения Дудникова. Кроме того, к премьерным показам возобновления «Хованщины» партии готовят: бас Игорь Коростылев (Досифей), тенор Владимир Дмитрук (князь Василий Голицын), тенор Кирилл Матвеев (Андрей Хованский), а также солисты-стажеры труппы.

Читать далее Скрыть
Продолжительность
3 часа 30 минут с одним антрактом
Дата премьеры
18 февраля 2015
Язык исполнения
Русский
Основная сцена

Бельэтаж: 1000 ₽

Ложа: 1200 — 1800 ₽

Партер: 1200 — 2000 ₽

Билетов нет
Основная сцена
Билетов нет
Основная сцена

Бельэтаж: 1000 — 1200 ₽

Ложа: 1200 — 1800 ₽

Партер: 1200 — 2000 ₽

Билетов нет
Основная сцена
Билетов нет

Постановщики

Дирижер-постановщик
Режиссер-постановщик
Сценография

Сми о спектакле

Коммерсантъ Хор на отлично 25 февраля 2015, Юлия Бедерова
Российская газета Два взгляда на одну смуту 19 февраля 2015, Валерий Кичин

Ближайшие события

Генеральный партнер
Генеральный
партнер
Стратегический партнер сезона
Стратегический
партнер сезона
Официальный партнер
Официальный
партнер
Официальный партнер
Официальный
партнер
Авиационный партнер
Авиационный
партнер