Хованщина | MAMT
Опера
12+

Хованщина

Премия «Золотая Маска» за «Лучший спектакль в опере» (2016)

«Хованщина» по самобытности музыки, по своему сюжету, пожалуй, могла бы стать самой «русской» оперой. Композитор определил ее жанр так – народная музыкальная драма. «Хованщина» – это череда исторических эскизов, на которых изображены судьбы реальных исторических и вымышленных самим композитором персонажей. На этих эскизах особое место занимает русский народ. В опере сложно отыскать хотя бы одного положительного героя, но легко разглядеть «злосчастную Русь страдалицу»… Мусоргский приступил к сочинению своего грандиозного исторического коллажа в 1872 году, именно в тот период, когда интерес к отечественной истории был как никогда велик. В сюжете оперы переплетены исторические события, произошедшие между стрелецким бунтом 1682 года (он и дал название опере) и окончательным утверждением у власти царя Петра Алексеевича. Русский народ тогда оказался  раздираем спором о выборе своего цивилизационного пути, спором о старой и новой вере, мучим извечными вопросами «кто виноват» и «что делать». Любой исход спора, как и любой ответ на вопрос оказался бы для Руси фатальным. Действительно, по глубине, по духу «Хованщина» могла бы стать самой русской оперой, доведи композитор свой авторский замысел до конца.

Мусоргский работал долго и трудно, начинал и бросал свои сочинения: к моменту смерти композитора в 1881 году «Хованщина» за исключением финальной сцены последнего акта была готова в клавире. Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену (долгое время «Хованщина» существовала именно в редакции Римского-Корсакова). В XX в. появилась еще одна редакция «Хованщины»: Шостакович создал собственную версию, музыкальному решению которой присуще производимое ощущение мрачности, а порой – всепоглощающего экзистенциального ужаса.

Музыкальный театр свою «Хованщину», премьера которой состоялась в 2015 году, исполняет в редакции Дмитрия Шостаковича. Музыку финальной сцены оперы написал наш современник, композитор Владимир Кобекин.

Музыкальным руководителем постановки и возобновления стал дирижер Александр Лазарев, сделавший признанные эталонными записи многих русских опер. Режиссер-постановщик и режиссер возобновления – Александр Титель, сценограф – Владимир Арефьев, главный хормейстер – Станислав Лыков.

Читать далее Скрыть
Продолжительность
3 часа 30 минут с одним антрактом
Дата премьеры
18 февраля 2015
Язык исполнения
Русский
Основная сцена

Бельэтаж: 600 — 1500 ₽

Ложа: 1000 — 2500 ₽

Партер: 1500 — 2500 ₽

Купить билет
Основная сцена
600 2 500
Основная сцена

Бельэтаж: 600 — 1500 ₽

Ложа: 1000 — 2500 ₽

Партер: 1500 — 2500 ₽

Купить билет
Основная сцена
600 2 500

Постановщики

Режиссер-постановщик
Дирижер-постановщик
Сценография

Краткое содержание

Часть первая

Утро после стрелецкого мятежа. Москва затихла после стрелецкого бунта, во время которого было пролито немало крови.
Шакловитый диктует подьячему донос, в котором называет зачинщиками смуты отца и сына Хованских. Подьячий читает пришлым людям выбитые на столбе имена убитых и сосланных в результате мятежа. Появляется князь Иван Хованский, командующий стрельцами. Он ведет свои отряды в обход по Москве.

Сын Ивана Хованского Андрей преследует приглянувшуюся ему жительницу Немецкой слободы Эмму. Девушку защищает Марфа – бывшая возлюбленная Андрея Хованского.

Возвращается Иван Хованский. Увидев красавицу-немку, он велит стрельцам отвести ее к себе. Андрей не хочет уступить девушку отцу.
Готовую начаться схватку останавливает предводитель раскольников Досифей. Он призывает забыть распри и объединиться перед лицом надвигающейся беды – раскола и гибели Руси.

Марфа, приглашенная к князю Голицыну, предсказывает всесильному фавориту царевны Софьи скорую опалу и ссылку. Напуганный Голицын отдает приказ утопить Марфу на «Болоте».

К Голицыну приходит князь Иван Хованский. Следом появляется Досифей, в мирском прошлом князь Мышецкий. Каждый из князей претендует на власть, и они не в силах договориться о совместных действиях. Вернувшаяся Марфа рассказывает, что ее спасли
петровские солдаты. Шакловитый приносит пугающую новость: юный царь Петр получил донос на Хованских.

Часть вторая

Раскольница Сусанна упрекает Марфу в том, что она уступает греховному искушению. Марфу защищает Досифей. Пришедший в Стрелецкую слободу Шакловитый мечтает о сильной руке, которая спасет Русь от врагов.

Просыпаются стрельцы. Подьячий приносит им весть о том, что войска Петра уже невдалеке. Стрельцы зовут Ивана Хованского, чтобы выслушать его приказ. Но Хованский отказывается вести стрельцов на бой и приказывает разойтись по домам.

На душе у Ивана Хованского неспокойно, хотя он чувствует себя в безопасности в собственном доме. Хованский отмахивается от предостережения, которое передает ему клеврет князя Голицына, и падает жертвой подосланных Шакловитым убийц. Опального князя Голицына увозят в ссылку. Стрельцов, уже положивших головы на плахи, милует царь Петр.

Досифей призывает раскольников к мученической смерти. Собравшись вместе в скиту, они совершают самосожжение.

Галерея

Сми о спектакле

Первый канал «Хованщина» возвращается! 13 апреля 2022, "Доброе утро"
Коммерсантъ Хор на отлично 25 февраля 2015, Юлия Бедерова
Российская газета Два взгляда на одну смуту 19 февраля 2015, Валерий Кичин

Прошедшие спектакли

Ближайшие события

Официальный партнер
Официальный
партнер
Авиационный партнер
Авиационный
партнер
Официальный информационный партнер театра
Официальный
информационный партнер театра
Информационные партнеры театра
Информационные
партнеры театра