Пиковая дама | MAMT
Опера
12+

Пиковая дама

Петербург по праву называют одним из главных героев оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Торжественная и трагическая красота парадных видов Северной столицы определяет эмоциональный строй постановки Александра Тителя. Ключевым образом сценографии Сергея Бархина становится величественная колоннада, несоизмеримо огромная по сравнению с человеческими фигурами.

В этом выдуманном Петром городе живут люди, терзаемые сильными страстями. Здесь происходят фантастические события, которые возможны только во сне или в бредовой галлюцинации. А в музыке Чайковского, написанной в 1890 году, звучит пророчество грядущих катаклизмов XX века.

«О чем «Пиковая дама»? Является ли эта опера историей про любовь? Отчасти. Собственно, как любая опера. Двое мужчин любили одну девушку. Один – красивый, успешный, из хорошей семьи, для которого открыты все пути. И другой – бедный, неизвестный, злой неудачник. Но девушка любит второго, что бывает весьма часто.

Является ли эта опера историей про игру? Пожалуй, нет. Хотя игра занимает в ней очень важное место. Можно даже сказать, что это история двух карточных игр с разницей в 50 лет. Одна – некогда в Версале au jeu de la Reine. И вторая – полвека спустя в Петербурге. Все остальное – между.

Это история о страшных противоречиях в судьбах людей, живущих в городе трагического величия – Петербурге. Он тоже один из главных героев оперы – город-призрак, город феноменальной красоты, построенный всего за 200 лет с необычайным и небывалым размахом; гибельный город, поскольку построен на костях, утопленных в болоте, абсолютно европейский по архитектуре, и при этом населенный русскими людьми. Город, который периодически затопляет, и который стал родиной как Золотого, так и Серебряного века в русском искусстве…» (Александр Титель)

Читать далее Скрыть
Награды и премии
Премия Национальной газеты «Музыкальное обозрение»
Премия Национальной газеты «Музыкальное обозрение»
2016
при поддержке
image
Продолжительность
3 часа 10 минут с одним антрактом
Дата премьеры
6 ноября 2016
Язык исполнения
Русский

Постановщики

Дирижер-постановщик
Режиссер-постановщик
Режиссер по пластике
Сценография
Хореография
Главный хормейстер

Краткое содержание

Первая картина

Среди обычной петербургской непогоды, усугубленной очередным наступлением Невы, вдруг выглянуло солнце. Жители города вышли на прогулку.

Знакомые Германа обсуждают его странное поведение: он каждый вечер приходит в игорный дом, но не играет, а смотрит на игру других. Герман открывает Томскому свою тайну: он влюблен в незнакомку.

Князь Елецкий принимает поздравления с помолвкой. Входят Графиня и ее внучка Лиза. Елецкий представляет всем Лизу как свою невесту. Герман не в силах сдержать волнения: это та самая девушка, которую он любит.

Взгляды участников завязавшейся драмы встречаются. Они понимают, что связаны друг с другом невидимыми нитями. Всех охватывает страшное предчувствие.

Лиза и Графиня уходят. Томский рассказывает, как много лет назад в Париже Графиня узнала от графа Сен-Жермена тайну трех карт, которые приносят верный выигрыш. Но она должна хранить секрет: призрак предсказал ей смерть от влюбленного, который захочет силой узнать от нее три карты. Приятели подшучивают над Германом, предлагая стать любовником старухи и гарантировать себе удачу в игре.

Начинается гроза. Герман остается один среди бушующей стихии. Он клянется завоевать Лизу.

Вторая картина

Лиза собрала подруг на девичник. Полина, душа компании, поет печальный романс. Потом, чтобы рассеять мрачную атмосферу, затевает веселую пляску. Присланная графиней гувернантка отчитывает развеселившихся девушек и отправляет их по домам.

Оставшись одна, Лиза думает о таинственном незнакомце. Внезапно она видит перед собой Германа. В душе Лизы чувство долга борется с разгорающейся страстью.

Обеспокоенная шумом в комнате Лизы, появляется Графиня. Когда она уходит, Лиза разрешает Герману остаться.

Третья картина

На костюмированном балу Лиза встречается с Германом. Она дает ему ключ от потайной двери, через которую можно попасть в спальню Графини, а оттуда в комнату Лизы. Желание узнать тайну трех карт полностью овладевает сознанием Германа.

Четвертая картина

Герман входит в спальню Графини и прячется там. Вернувшись с бала, хозяйка дома тоскует по прошлому и вспоминает Версаль.

Выйдя из укрытия, Герман просит Графиню открыть ему свою тайну. Не получив ответа, он угрожает ей пистолетом. Графиня падает. Она мертва. Потрясенная Лиза велит Герману уйти прочь.

Пятая картина

Герман читает письмо, которое написала Лиза. Она не верит в его вину и будет ждать его. В полубреду он вспоминает похороны Графини. Ему кажется, что она подмигнула ему из гроба. Он видит призрак Графини и слышит названия трех карт: тройка, семерка, туз.

Шестая картина

Лиза ждет Германа на набережной. Из его бессвязных слов она понимает, что он действительно виновен в смерти Графини. В отчаянии Лиза бросается в реку.

Седьмая картина

Герман приходит в игорный дом. Поставив на тройку и семерку, он выигрывает два раза подряд. В третьей игре его соперником становится князь Елецкий. Герман намеревается поставить на туза, но в его руке оказывается пиковая дама. Проиграв все деньги, он кончает с собой. 

Сми о спектакле

Музыкальная жизнь Накануне 1 декабря 2016, Сергей Коробков
Культура Дама Революции 16 ноября 2016, Александр Матусевич
Коммерсант Все карты биты 15 ноября 2016, Юлия Бедерова
Известия Тройка, семерка, Санкт-Петербург 11 ноября 2016, Светлана Наборщикова
Сolta.ru Обреченные игры в Петрограде 11 ноября 2016, Екатерина Бирюкова
Московский комсомолец «Пиковая дама» без иронии и стеба 11 ноября 2016, Екатерина Кретова
Ведомости Камертон гибели 10 ноября 2016, Петр Поспелов
Театрал Пиковая дама уехала в Петроград 7 ноября 2016, Майя Крылова
Российская газета Простить Германа 7 ноября 2016, Ирина Муравьева

Прошедшие спектакли

Ближайшие события

Генеральный партнер
Генеральный
партнер
Официальный партнер
Официальный
партнер
Официальный партнер
Официальный
партнер
Информационный партнер театра
Информационный
партнер театра
Информационный партнер театра
Информационный
партнер театра