Сказки Гофмана | MAMT
Опера
12+

Сказки Гофмана

Опера «Сказки Гофмана» занимает особое место в обширном наследии Жака Оффенбаха. Это единственное трагическое произведение великого мастера оперетты и комической оперы. В основу сюжета оперы легли несколько новелл немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана: «Песочный человек», «Приключение в новогоднюю ночь» и «Советник Креспель». Их объединяет сквозной сюжет, героями которого становятся сам Гофман, его возлюбленная Стелла и демонический злодей – советник Линдорф. В историях, которые заглавный герой рассказывает случайным собеседникам, реальность причудливо перемешивается с вымыслом.

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко музыка «Сказок Гофмана» звучала неоднократно. В 1946 году дирижер Евгений Акулов и режиссер Павел Марков поставили спектакль, получивший название «Любовь поэта». В 1959 дружественный нам берлинский театр «Комише Опер» привозил на гастроли свою версию «Сказок Гофмана», а в 1987 балетная труппа «Комише Опер» показала хореографическую транскрипцию оперы Оффенбаха.

В том же 1987 году на сцене Музыкального театра состоялись гастроли Свердловского театра оперы и балета (ныне – Урал Опера Балет). С феерическим успехом прошли «Сказки Гофмана», которые поставили дирижер Евгений Бражник, режиссер Александр Титель и художник Валерий Левенталь. Спустя четверть века три замечательных мастера вновь объединили усилия и представили абсолютно другой взгляд на то же произведение. Их новые «Сказки Гофмана» – зрелищные, динамичные и поэтичные – также встретили теплый прием публики и профессионального сообщества: спектакль стал лауреатом премии «Золотая маска» как лучшая оперная постановка сезона.

Читать далее Скрыть
Награды и премии
Золотая Маска
Золотая Маска

Спектакль – лауреат Премии в 2 номинациях:

«Лучший спектакль в опере»
«Лучшая работа дирижера» (Евгений Бражник)

2012
Продолжительность
2 часа 50 минут с одним антрактом
Дата премьеры
5 мая 2011
Язык исполнения
Французский
Композитор
Либретто
Линдорф, Коппелиус, Дапертутто, Миракль
Антония-Стелла
Джульетта
Лютер, Шлемиль
Андреас, Кошниль, Питтикиначчо, Франц
Основная сцена

Бельэтаж: 600 — 1200 ₽

Ложа: 900 — 3000 ₽

Партер: 1800 — 2500 ₽

Купить билет
Основная сцена
600 3 000

Постановщики

Дирижер-постановщик
Режиссер-постановщик
Сценография и костюмы
Хореография
Главный хормейстер

Краткое содержание

Пролог

Кафе рядом с театром, в котором любит проводить время писатель, художник и музыкант Гофман. Здесь весело и шумно. Здесь можно забыть о жизненных невзгодах.

Сегодня в театре дают «Дон Жуана» Моцарта. Донну Анну поет оперная примадонна Стелла. Она послала влюбленному в нее Гофману записку с ключом от своей гримерной комнаты. Но записку перехватывает советник Линдорф, также добивающийся благосклонности Стеллы.

Входит Гофман со своим верным спутником Никлаусом. Завсегдатаи кафе предвкушают веселый вечер: Гофман славится неистощимым остроумием. По просьбе друзей он поет шуточную песенку о Кляйнзаке. Однако мысли Гофмана прикованы к Стелле. Он начинает путать куплеты: теперь он поет уже не о Кляйнзаке, а о своей возлюбленной. Один из друзей поэта, Натанаэль, уверяет, что Гофман вновь влюблен. Но поэт лишь смеется.

В беседу вступает дотоле молчавший Линдорф. Он сомневается, в состоянии ли Гофман вообще любить кого-нибудь. Задетый замечанием, Гофман готов поведать о своих сердечных увлечениях. Фантазируя, он словно стремится разгадать, кто же в действительности его возлюбленная Стелла, что представляет собой та, в которой воплотились для поэта «три души, три сердца».

Гофман начинает рассказ, вовлекая в действие всех окружающих.

Рассказ первый. Олимпия

Изобретатель Спаланцани при помощи таинственного оптика Коппелиуса создал необыкновенную девушку Олимпию. Гофман видел ее лишь однажды, в окне. Этого достаточно для поэта: он влюблен. Надеясь познакомиться с Олимпией, Гофман начинает брать у Спаланцаниуроки физики.

Неожиданно появляется Коппелиус, пришедший получить у Спаланцани деньги, которые тот остался должен ему за работу. Чтобы отделаться от Коппелиуса, Спаланцани дает ему чек на лопнувший банк. Коппелиус успевает продать Гофману волшебные очки. Надев их, тот находит Олимпию еще более прекрасной.

Пришло время продемонстрировать всем таланты Олимпии. Приглашенные слушают очаровательную песенку, которую поет для них Олимпия. Гофман пленен ее голосом, он объясняется Олимпии в любви. Девушка отвечает лишь односложными репликами, но волшебные очки делают свое дело…

Возвращается взбешенный Коппелиус. Он понял, что Спаланцани обманул его, и решает отомстить.

Начинаются танцы. Олимпия кружится все быстрее. Гофман не в силах продолжать этот бешеный танец. Посетители в восторге от вечера. Внезапно скандал – Коппелиус изувечил Олимпию. Гофман в отчаянии – он понимает, что был влюблен в автомат…

Рассказ второй. Джульетта

Венеция. Гофман и Никлаус проводят время в обществе актрисы и куртизанки Джульетты. Шлемиль, любовник Джульетты, ревнует ее к Гофману. Но поэту кажется, что он равнодушен к чарам Джульетты: «Разве можно любить куртизанок?»

Эти слова слышит Дапертутто. Он приказывает Джульетте соблазнить Гофмана и похитить его отражение при помощи волшебного бриллианта. Как только Гофман потеряет свое отражение, он, как и Шлемиль, будет во власти Дапертутто. Послушная злой воле, Джульетта покоряет Гофмана и получает его отражение.

Чтобы завладеть ключом от спальни Джульетты, Гофман дерется на дуэли со Шлемилем и убивает его. Гофман бросается вслед за куртизанкой, но видит лишь удаляющуюся гондолу: Джульетта предпочла поэту нового любовника – Питикиначчо.

Рассказ третий. Антония

Дом скрипичного мастера Креспеля в провинциальном немецком городке. Сюда он тайно увез свою дочь Антонию, которая мечтает о сцене. Она унаследовала от матери – знаменитой певицы – уникальный голос. Но вместе с голосом к Антонии перешла и мучительная болезнь, от которой умерла ее мать. Пение способно ускорить трагическую развязку. Креспель надеется спрятать свою дочь и от страшного доктора Миракля, погубившего ее мать, и от влияния влюбленного в Антонию Гофмана, поощрявшего ее занятия музыкой.

Но Гофман находит Антонию. Находит ее и Миракль. Гофман случайно подслушивает разговор Креспеля с Мираклем и узнает, что Антония больна. Он берет с нее обещание никогда не петь, забыть мечты о сцене и посвятить свою жизнь семье.

Едва уходит Гофман, появляется Миракль. Он искушает Антонию мечтами о славе знаменитой певицы, о цветах и аплодисментах. Антонии кажется, что мать зовет ее на сцену. Под адский аккомпанемент Миракля она поет все более увлеченно и страстно и вскоре падает замертво.

Креспель тщетно пытается спасти свою дочь.

Эпилог

Окончен рассказ Гофмана. Окончен и спектакль в театре. Стелла заходит в кафе, но напрасно она ищет Гофмана…

Сми о спектакле

Литературная газета Муза адекватности 25 мая 2011, Евгений Маликов
Московские новости Пегас на прощание 12 мая 2011, Юлия Бедерова
Известия Четыре женщины Гофмана 11 мая 2011, Мария Бабалова
Новые Известия Погоня за миражами 11 мая 2011, Майя Крылова
OpenSpace «Сказки Гофмана» Тителя-Левенталя-Бражника 11 мая 2011, Екатерина Бирюкова
Коммерсант Техника на грани фантазма 10 мая 2011, Сергей Ходнев
Ведомости Из времени поэтов 10 мая 2011, Петр Поспелов
Российская газета Призраки оперы 7 мая 2011, Валерий Кичин
Газета.RU Гофмана лишили иллюзий 6 мая 2011, Майя Крылова
Ваш досуг Сказки Гофмана 6 мая 2011, Наталья Витвицкая

Прошедшие спектакли

Композитор
Либретто
Линдорф, Коппелиус, Дапертутто, Миракль
Антония-Стелла
Лютер, Шлемиль
Андреас, Кошниль, Питтикиначчо, Франц

Ближайшие события

Официальный партнер
Официальный
партнер
Авиационный партнер
Авиационный
партнер
Официальный информационный партнер театра
Официальный
информационный партнер театра
Информационные партнеры театра
Информационные
партнеры театра