«О природе» и «Нет никого справедливей смерти» | MAMT
Балет
16+
Премьера

«О природе» и «Нет никого справедливей смерти»

Хореография Владимира Варнавы и Максима Севагина

Танцевальный спектакль «О природе» родился в процессе разработки сериала «Балет» режиссера Евгения Сангаджиева и кинокомпании «Студия Видеопрокат», съемки которого начались в прошлом году в Москве. Автор музыки к постановке — Алексей Наджаров.

Балет Максима Севагина «Нет никого справедливей смерти» вдохновлен музыкой Альберто Хинастеры. Отталкиваясь от сюжета аргентинской сказки, хореограф-постановщик вместе с художником по костюмам и сценографии Анастасией Нефёдовой и художником по свету Константином Бинкиным придумали сложную сюжетную конструкцию. Действие развивается на космическом корабле, где от глобальной катастрофы укрылись остатки погибшей цивилизации. Герои балета находят спасение в искусстве.

Владимир Варнава, хореограф балета «О природе»

Спирали, меандры, волны, пена, трещины, разветвления кровеносных сосудов, а также структуры, созданные благодаря симметрии поворота и отражения – ранние греческие философы, такие как Платон, Пифагор, Эмпедокл, исследовали паттерны, пытаясь объяснить порядок вещей.
Синхронно существующие регулярности в природе и обществе образуют, казалось бы, уникальный, но на самом деле самоподобный узор. А инстинкт создания сложных социальных форм путем простых повторяющихся взаимодействий, кажется, жестко встроен в саму жизнь.
Мне бы хотелось, чтобы эта работа отражала интеллект и красоту цикличного воспроизведения в мире природы, а процесс и его результат напоминали бы нам о чуде сообщества и cотрудничества.

Максим Севагин, хореограф балета «Нет никого справедливей смерти»

Программа, которую мы предлагаем вашему вниманию, сложилась во многом неожиданно. После отмены ряда проектов, в тот момент, когда один худрук ушел, а следующий еще не был назначен, в театр пришла команда сериала «Балет» – хореограф Владимир Варнава и режиссер Евгений Сангаджиев. Они поделились своей идеей: превратить спектакль, который ставит героиня фильма, в полноценное театральное произведение и показать его на сцене нашего театра. Как раз в этот момент мы начали диалог с директором театра Андреем Борисовым. В числе прочего мы обсуждали с ним музыку Альберто Хинастеры, которую я рассматривал для собственной постановки. Неожиданно оказалось, что арфовый концерт Хинастеры – одно из любимых произведений и Андрея Александровича. Постепенно передо мной возникликонтуры будущего балета. Два замысла, родившиеся независимо друг от друга, оказались рядом и вступили во взаимодействие, образовав драматургию вечера.

Когда я понял, что хочу ставить балет на музыку Альберто Хинастеры, я обратился к аргентинскому фольклору, читал сказки. Меня заинтересовала сказка «Нет никого справедливей смерти», она забавная и ироничная и в то же время несет в себе мудрость. Отталкиваясь от сюжета, мы решили подумать о вопросах мироустройства на примере главных персонажей и их судеб. Не стоит думать, что это какая-то мрачная история, в ней много юмора. Смерть – это не конец, а часть жизни, и она станет главным персонажем балета.

Читать далее Скрыть
Продолжительность
1 час 50 минут (один антракт)
Дата премьеры
6 июля 2022

Постановщики

Хореограф-постановщик («О природе»)
Режиссер-постановщик («О природе»)
Художник-постановщик («О природе»)
Художник по костюмам («О природе»)
Художник по свету («О природе»)
Хореограф-постановщик («Нет никого справедливей смерти»)
Художник по свету («Нет никого справедливей смерти»)
Художник-постановщик и художник по костюмам («Нет никого справедливей смерти»)
Видеохудожник («О природе» и «Нет никого справедливей смерти»)

Краткое содержание

Балет «О природе» – синопсис режиссера постановки Евгения Сангаджиева

В одном маленьком невеселом обществе жили грустные люди; их праздники были грустными, события были неяркими и не знали они, что может быть иначе. Однажды забрел в это грустное общество путник, и показал им узор; люди приняли этот узор, и даже не догадывались, что это карта. И последовали они за путником, и показал он им новые места – красивые, чистые, наполненные бесконечной любовью. Люди начали пользоваться этим узором, начали следовать карте. Обрели они в этом путешествии, помимо испытаний, свободу, смысл, чистоту и взаимопонимание. Но не предупредил их этот путник, что карта циклична, и что вернутся люди в то же место, откуда начали путь. И грустные люди, совершив этот цикл, пришли в то же место. И все стало как прежде. А путник исчез и оставил их наедине с собой. И дом не напоминал им пройденный путь. Страшное постигло их чувство. Они знали, что этот путь существует, что он где-то есть. Они почувствовали, будто лишились важной части внутри себя. Найдется ли среди них самих человек, который поведет их в новое путешествие? Балет основан на одноименном сочинении Эмпедокла.

Балет «Нет никого справедливей смерти»

Это сказка, главные роли в которой играют Бог и Смерть. Каждый по-своему, они пекутся обо всех людях. Жили были муж с женой, и были у них сын и дочь. И решил муж пригласить в крестные своим детям того, кто справедливей всех на свете. Первым ему встретился Бог, но показался недостаточно справедливым, потому что много дает одним и мало другим. Следом появилась Смерть. Уже она-то точно справедлива, поскольку приходит ко всем независимо от положения и достатка. Она и стала крестной.
В благодарность Смерть наделила своего кума даром врачевания. Если он видел Смерть в головах у больного, то знал, что помочь ничем нельзя. А если она сидела у ног, то выздоровление возможно. Смело брался он тогда за лечение, прослыл искусным врачом и разбогател.
Однажды заболела королевская дочь. Придя к принцессе, лекарь увидел, что Смерть сидит у нее в головах. Но король просил так настойчиво, и предлагал такие баснословные богатства, что он взялся за лечение и прогнал Смерть.
Не простила кума нарушения уговора. Оставив в покое принцессу, она пришла за мужем. Тот пытался скрыться, убежал из дома, сбрил волосы, чтобы его никто не узнал. Не найдя того, за кем пришла, Смерть решила забрать лысого беднягу, который попался ей на пути.
Вот уж действительно не зря говорят, что нет никого справедливей смерти!

Галерея

Сми о спектакле

U Magazine Спецпроект U Magazine 6 июля 2022#
Музыкальная жизнь В поисках справедливости (и хореографов) 9 июля 2022, Анна Гордеева
Коммерсантъ Природно-трудовой союз 8 июля 2022, Татьяна Кузнецова
Ballet magazine О лучших образцах 9 июля 2022, Тата Боева
Телеканал "Культура" Максим Севагин – о премьерном спектакле в МАМТ 13 июля 2022, Новости культуры
Телеканал "Культура" Интервью Владимира Варнавы 10 июля 2022, Владислав Флярковский
The Blueprint Спецпроект The Blueprint 6 июля 2022, Полина Садовникова
Телеканал "Россия 1" Двойная премьера в театре имени Станиславского 6 июля 2022, Вести-Москва

Прошедшие спектакли

Бог ("Нет никого справедливей смерти")
Жена ("Нет никого справедливей смерти")
Сын ("Нет никого справедливей смерти")
Дочь ("Нет никого справедливей смерти")
Король ("Нет никого справедливей смерти")
Принцесса ("Нет никого справедливей смерти")
Две девушки ("Нет никого справедливей смерти")
Два юноши ("Нет никого справедливей смерти")

Ближайшие события

Генеральный партнер
Генеральный
партнер
Официальный партнер
Официальный
партнер
Официальный партнер
Официальный
партнер
Информационный партнер театра
Информационный
партнер театра
Информационный партнер театра
Информационный
партнер театра