Московский академический Музыкальный театр

им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
English version

"Песенные оперы": оперный театр как узник идеологии


Цикл лекций "Век современности" (совместный проект "Студии" и сайта Stravinsky.online) рассказывает об основных линиях развития оперы в России в ХХ веке на материалах из истории Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Участники лектория смогут взглянуть глазами современников на самые известные оперные произведения, впервые увидевшие свет рампы в стенах Музыкального театра; а его сегодняшние новаторские проекты будут рассмотрены в историческом контексте.

Лекцию прочтет музыковед, редактор литературно-драматургической части Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Наталия Сурнина.

***

Песенная опера – это та реальность, в которой вынужден был существовать оперный театр 30-40-х годов. Реальность, где доступность, мелодичность, гармоничность и соответствие коммунистическим идеалам были объявлены главными критериями оценки музыкального произведения. Где работник шарикоподшипникового завода мог публично критиковать сочинение председателя Союза композиторов, но окончательные решения – признать оперу победой советского искусства или дать команду "фас" – принимались на самом верху.

Мы поговорим о том, чьи оперы попадали на сцену Музыкального театра, о непростой судьбе, которая ждала каждое из поставленных сочинений. О бесконечных переделках, совещаниях, обсуждениях, зрительских конференциях, об ударничестве и социалистическом соревновании. А главное – о том, как жил оперный театр в период между постановлениями ЦК ВКП(б) 1932 и 1948 годов, какие произведения назначались на роль настоящей советской оперы, но почему даже к 30-летию Революции задача создания советского оперного репертуара так и не была выполнена.


Музыкальный театр сыграл в этой истории настолько значительную роль, что в начале 1950-х его объявляли единственным коллективом, сумевшим создать подлинно советский репертуар: в афише были "Тихий Дон" и "Надежда Светлова" Дзержинского, "В бурю" и "Фрол Скобеев" Хренникова, "Семья Тараса" Кабалевского, "Чапаев" Мокроусова и многие другие.

Плохи или хороши были эти оперы, и почему их называют песенными? Нравились ли они певцам? Как искали новый облик оперного спектакля режиссеры и лично Немирович-Данченко? Хотела ли смотреть советскую оперу публика? За что критиковали и хвалили? И о чем говорили в театре на трехдневном обсуждении печально знаменитого Постановления ЦК "Об опере “Великая дружба” Мурадели"? Обо всем этом и многом другом рассказывают удивительные документы, позволяющие многое понять и ощутить дух эпохи.


Начало лекции в 13.00.


Генеральный партнер
Генеральный медиа-партнер
юбилейного сезона
Официальный отель театра
Официальный партнер театра
Информационные партнёры
Официальный
информационный партнёр
Партнер театра