Лаборатория молодых режиссеров
В сезоне 2021-22 Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко впервые инициировал собственную творческую лабораторию для молодых оперных режиссеров, участники которой получили возможность работать с труппой и музыкантами МАМТ.
Художественным руководителем лаборатории выступил Александр Титель, музыкальным руководителем и дирижером-постановщиком Ариф Дадашев, режиссером-куратором лаборатории – Алексей Смирнов.
«Круг внимания» – один из ключевых терминов системы Станиславского. Выделяя различные круги внимания (большой, средний, малый и внутренний), актер может менять способ взаимодействия как с партнерами по сцене, так и со зрителями. Подобным же образом лаборатория «Круг внимания» стремится взглянуть на территорию оперного театра, привлечь к работе в нем новое поколение режиссеров – не только оперных, но и драматических, которым интересно попробовать себя в музыкальном театре.
Первый выпуск лаборатории «Круг внимания» был посвящен 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского и получил название «Достоевский. Дневник сострадания. (Лаборатория «Достоевский и опера. Опыты молодых режиссеров»). Шесть оперных и драматических режиссеров-лаборантов были выбраны Александром Тителем и Алексеем Смирновым из 76 заявок:
Анна Салова: «Раскольникофф» на музыку Генриха Зутермейстера
Дмитрий Отяковский: «Князь Мышкин» на музыку Александра Балтина
Антон Оконешников: «Братья Карамазовы» на музыку Александра Холминова
Яна Селезнева: «Белые ночи» на музыку Юрия Буцко
Алексей Смирнов: «Игрок» на музыку Сергея Прокофьева
Грета Шушчевичуте: «Преступление и наказание» на музыку Арриго Педролло
Виктория Агаркова: «Елка» на музыку Владимира Ребикова
По результатом конкурсного отбора художником-постановщиком и художником по костюмам лаборатории стала Юлия Ветрова.
Премьерные показы отчетных работ состоялись на Малой сцене 12 и 13 декабря.
В рамках лаборатории работала образовательная программа, куратором которой выступил музыковед и шеф-редактор Stravinsky.online Владислав Тарнопольский.
Первая встреча в рамках образовательной программы состоялась 18 сентября и была посвящена феномену внимания – специалисты разных профилей, изучающие внимание, обсудили, что значит внимать сегодня и какова специфика этого процесса.
Участники дискуссии:
Елена Петровская – философ и руководитель сектора эстетики Института философии РАН
Виктор Вахштайн – микросоциолог и декан факультета социальных наук МВШСЭН (Шанинка
Мария Фаликман – психолог и руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ
Роман Насонов – музыковед, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории
Александр Титель – режиссёр, художественный руководитель оперной труппы МАМТа
Модератор: Владислав Тарнопольский.
11 октября в рамках образовательного марафона МАМТа выступил историк оперы Михаил Мугинштейн с лекцией «Откровения Яначека: поэзия «Мёртвого дома»».
20 ноября в Музыкальной гостиной состоялась дискуссия, посвященная феномену оперной лаборатории. Специфику творческого и исследовательского процесса обсудили режиссёры и кураторы подобных проектов:
Владимир Панков («Акустическая читка»)
Илья Кухаренко (Кантата.Лаб)
Екатерина Василёва («КоОPERAция»)
Алексей Смирнов («Круг внимания»)
Александр Чернышков (композитор, участник европейских оперных лабораторий)
Модератор: Владислав Тарнопольский.
Накануне премьерного показа отчетных работ лаборантов, 11 декабря, состоялся третий и завершающий этап дискуссионной программы – приглашенные спикеры поговорили о фигуре Достоевского и значении его идей для современной литературы, культуры и общественной мысли.
Участники беседы:
Ольга Седакова – поэт, старший научный сотрудник Института мировой культуры МГУ
Сергей Зенкин – старший научный сотрудник РГГУ
Лариса Гервер – музыковед, профессор РАМ им.Гнесиных
Модератор:
Николай Александров – литературовед, доцент кафедры литературной критики РГГУ.