Всю свою жизнь Петр Ильич Чайковский был истинно верующим человеком, однако именно на период 1880–90-х гг. приходится систематическое изучение им Библии. Евангельская идея Божественной любви и милосердия стала в те годы для него главной.
Чайковский приступил к созданию «Иоланты» в 1891 году. В письме брату Модесту, либреттисту оперы, он делится мыслью, что напишет «такую оперу, что все плакать будут». «Герои «Иоланты» задаются неразрешимыми вопросами о роковой тайне слепоты, каются в неведомых грехах, открывают личный мистический опыт Богопознания, переживают чудо прозрения как откровение благого Творца в свете истины» – так исследователь творчества Чайковского Антонина Макарова говорит о религиозном, символическом и мистериальном подтексте последней оперы Чайковского.
Премьера задуманной директором императорских театров Иваном Всеволожским «феерии», состоящей из оперы и балета, была представлена за неделю до Рождества 1892 года – 18 декабря по старому стилю. В тот вечер впервые были представлены «Иоланта» и «Щелкунчик». Но если в «Щелкунчике» праздник Рождества является одним из важных исходных либретто, то «Иоланту» с Рождеством роднит ее лирическое настроение, это опера, в которой Свет и Вера побеждают Тьму и Неведение.
Впервые в Музыкальном театре опера будет исполнена с оригинальным текстом Модеста Чайковского. В советские времена он казался слишком религиозным, поэтому многие годы в СССР исполнялся текст Сергея Городецкого, однако возвращение к подлинному либретто открывает слушателям истинное содержание оперы.
Концертное исполнение «Иоланты» — подготовка к полноценной сценической версии, которую в сезоне 2021/22 представит художественный руководитель воронежского Камерного театра и Платоновского фестиваля Михаил Бычков.