Русалка | MAMT
Опера
16+
Премьера

Русалка

Премьера оперы Александра Даргомыжского в постановке Александра Тителя

Литературной основой оперы, впервые позвучавшей в Петербурге в 1856 году, стала одноименная неоконченная драма А.С. Пушкина. Заключительные сцены были дописаны самим Даргомыжским, который выступил автором либретто. Он бережно отнесся к драме Пушкина и в значительной степени сохранил его стихи, перенес в оперу глубокий и тонкий психологизм, развил народные элементы.

Даргомыжский писал свою оперу с 1843 по 1855 год, в то время национальный стиль в оперном искусстве только начинал формироваться. Композитор и музыкальный критик Александр Серов полагал, что к тому моменту существовало лишь одно оперное произведение в русском стиле – «Жизнь за царя» Глинки. Поэтому Александра Даргомыжского вполне можно считать одним из первопроходцев русской оперы со славянскими мотивами в музыке и сюжетом с чисто русскими персонажами, характерами и обстоятельствами. В партитуре Даргомыжского органически сочетаются драматические и комедийные, жанрово-бытовые и лирические элементы. Отсюда богатство содержания музыки, ее впечатляющая сила.

Но главное новшество, которое привнес композитор в оперу — психологический реализм и новаторские музыкально-драматургические принципы сквозного развития сюжета. «Русалку» называют первой русской лирико-драматической бытовой оперой. Характеры ее персонажей как будто взяты из жизни, драма обычных людей выведена на передний план. Дочь Мельника Наташа брошена Князем, женившемся не по любви, а по сословному этикету. Оскорбленная девушка бросается в воды Днепра. Проходят годы, но Князь не может забыть свою первую любовь. А Наташа, превратившаяся в русалку, мечтает о мести.

Глубокий психологизм произведения чрезвычайно важен для Александра Тителя, предлагающего взглянуть на фантастический мир как на проекцию внутреннего мира человека: горькие сожаления и острое чувство вины делают призраки реальностью.

Читать далее Скрыть
Продолжительность
3 часа (один антракт)
Дата премьеры
26 июня 2024
Язык исполнения
Русский

Постановщики

Режиссер-постановщик
Дирижер-постановщик
Художник-постановщик
Художник по костюмам
Видеохудожник
Художник по свету
Режиссер-ассистент

Краткое содержание

АКТ I

Пролог
Дочь Мельника Наташа, бывшая возлюбленная Князя, некогда с горя бросилась в воды Днепра, где «очнулась русалкою холодной и могучей». Она одна воспитывает дочь и мечтает отомстить Князю за попранную любовь.

Картина первая. Мельница. Двенадцать лет назад
Наташа с тревогой ждет любимого, который все реже приезжает к ней. Мельник наставляет дочь, как извлечь выгоду для себя и родных из любовной связи с представителем знати. Входит Князь. Он собирается жениться на девушке своего круга и поэтому должен расстаться с Наташей навсегда, но никак не решается сказать ей об этом. Наконец правда открывается. Князя не останавливает даже признание Наташи в том, что она ждет ребенка. Обещая «не оставить» их, он поспешно уходит. В отчаянии Наташа срывает с себя подаренные Князем украшения и бросается в Днепр.

 Картина вторая. Княжеская свадьба
Гости величают новобрачных. Песни сменяются пляской. Внезапно слышится печальная песня. Князь узнает голос Наташи. Все напуганы дурным предзнаменованием.

АКТ II

Картина третья. Разрушенная мельница
Прошло двенадцать лет с момента гибели Наташи. Князь приходит в то место, где был когда-то счастлив. На разрушенной мельнице он встречает Мельника. Тот сошел с ума и воображает себя вороном. Князь пытается помочь несчастному, но Мельник страшится его.

Картина четвертая. Комната Княгини
Женитьба не принесла счастья ни Князю, ни его жене. Всё говорит Княгине о том, что ее муж любит другую. Вот и сегодня он уехал на охоту, велел всем вернуться домой, а сам остался один.

Картина пятая. Разрушенная мельница
Княгиня находит мужа на берегу реки, но поздно: появившаяся Русалочка зовет Князя за собой. Княгиня пытается удержать Князя, но тот слышит зов Наташи-Русалки и идет навстречу своей судьбе.

Прошедшие спектакли

Ближайшие события

Генеральный партнер
Генеральный
партнер
Официальный партнер
Официальный
партнер
Официальный партнер
Официальный
партнер
Информационный партнер театра
Информационный
партнер театра
Информационный партнер театра
Информационный
партнер театра