«… когда ставится вопрос о том, что важнее для оперного актёра [– играть или петь], необходимо со всей откровенностью и смелостью сказать: – Важнее хорошо петь!» Н. С. Голованов
Когда 10 июля я шёл на пуччиниевскую «Тоску» в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича Данченко, то шёл, конечно, не ради театра, не ради давно и хорошо знакомой музыки, не ради далеко не новой, хотя и вполне добротной постановки, а ради объявленного исполнительского состава: в главных ролях выступали Наталья Мурадымова (Тоска), Николай Ерохин (Каварадосси) и Алексей Шишляев (Скарпиа). Второстепенные персонажи также были представлены достойными вокальными силами, среди которых – Роман Улыбин (Анджелотти).
Немного отклоняясь от темы, хочу заметить, что неофиты ходят в театр ради познания и приобщения к дотоле неизвестному жанру (что весьма похвально); заядлые театралы, охочие до всяких новинок, ходят на премьеры (что вполне объяснимо); фанаты ходят на любимых артистов (что для них вполне естественно); знатоки же оперы, прекрасно знакомые с музыкой и множеством постановок, ходят на составы. И это вполне закономерно, ибо в современную эпоху, когда изданы едва ли не все исторические и современные аудио и видеозаписи, в оперный театр идут получать положительные впечатления от живого исполнения, а для этого необходимо тщательно выбирать солистов.
Не скрою, меня интересовали, прежде всего, Мурадымова и Ерохин. Впрочем, ознакомившись с печатными откликами прошлых лет, я не упускал из виду, что большое впечатление производили также дуэты Тоски и Скарпиа в исполнении Мурадымовой и Шишляева. Немного забегая вперёд, скажу, что Шишляев был чрезвычайно органичен и актёрски, и вокально, и его исполнение тоже произвело громадное впечатление.
В вокальном плане состав оказался очень сильным: никто не вылезал на первый план, никто никого не притеснял, не затмевал, а главная троица была просто великолепна.
Прискорбно, что Наталья Мурадымова, несмотря на свои блестящие вокальные качества, позволяющие считать её одной из лучших певиц не только Москвы, но и всей страны, выступает сравнительно мало. На сайте театра перечислено довольно много партий и спектаклей, в которых она официально заявлена: Мими, Тамара, Татьяна, Микаэла, Чио-Чио-сан, Лиза, Леонора («Сила судьбы»), Милитриса, Фьордилиджи, Елизавета («Тангейзер»), Тоска… Казалось бы, неплохой послужной список, но часто ли замечательная певица появлялась на сцене в перечисленных партиях?
В связи с этим любопытно было бы понять, каковы принципы назначения артистов на роли? В этом плане в МАМТе наблюдается подчас довольно много странностей, когда, допустим, артисту статуарного склада доверяют исполнение партий энергичных любовников, а пылкому и нервному, склонному к импровизации наоборот, поручают статуарные роли; когда на первый план вдруг выходят внешние, а не вокальные данные, допустим, длина ног или смазливое лицо; когда при назначении на роли в оперном (!) театре важнее оказываются рост и вес, а не качество вокала. Можно пожалеть, что слова великого дирижёра Голованова, утверждавшего, что в опере важнее хорошо петь и «играть голосом», забыты.
Постановка «Тоски», на которой я побывал, по сути своей более-менее классическая. Она не мешает драматической игре, но, самое главное, пению, хотя сценическое решение совсем не буквально следует ремаркам автора. Тем не менее, сценическая реализация и визуальные эффекты работают на нужное общее впечатление, образуя адекватный фон для театрального действа.
Но если уж говорить о внешности певцов, то облики главных героев в этом смысле соответствовали друг другу: довольно плотная фигура Мурадымовой вполне сочеталась с фактурной внешностью Ерохина, и возникало впечатление естественности и натуральности изображаемых артистами страстей – эмоции и поступки и вокально, и актёрски убеждали и вызывали сопереживание и сочувствие. Не ощущалось никаких натяжек по драматической части, не было переигрывания, ненужного форсирования, хотя, казалось бы, сам материал представляемой романтической трагедии буквально подталкивает к этому.
Необходимо отметить, что Мурадымова ныне пребывает в отличной вокальной форме, и в рассматриваемой партии для неё не встретилось никаких технических затруднений ни в верхнем, ни в нижнем регистре – верхи были взяты свободно и непринуждённо, это был отнюдь не «потолок» для певицы, так как над ними ощущался достаточный звуковысотный резерв, а низы оказались довольно плотны и хорошо озвучены. Благодаря своей музыкальности певица была также великолепной партнёршей, подтверждением чему стали замечательные дуэты с Каварадосси и Скарпиа – об этом и раньше сообщали разные обозреватели, но теперь я лично убедился, насколько мощное впечатление производят эти номера, в которых попеременно проявляются любовь и ненависть, страсть и отвращение, восторг и скорбь. Невероятная гамма чувств и передающих эти эмоции вокальных оттенков.
Любовные дуэты с Каварадосси и дуэты-противостояния со Скарпиа удерживали напряжённое внимание зала. Пресловутая «правда характеров» была явлена во всей красе: Шишляев в угрожающе-сдержанной манере изображал властолюбивую лощёную сволочь, а Ерохин – мечтателя и романтика, угодившего в смертельные жизненные обстоятельства. В последнем акте небольшой энергичный фрагмент дуэта Тоски и Каварадосси без поддержки оркестра выглядел очень эффектно! Гениальное авторское решение! Пуччини, конечно, великий психолог и драматург. Это один из сильнейших моментов оперы, в каком-то смысле даже более сильный, чем финальные такты, и Мурадымова с Ерохиным провели его на одном дыхании.
Как правило, при исполнении «Тоски» именно 3-й акт становится кульминацией и художественной вершиной спектакля, но в данном случае 2-й акт с дуэтом Мурадымова-Шишляев ничуть не уступал по накалу финальному акту. Шишляев обладает довольно мощными голосовыми данными, и в других спектаклях он иной раз позволяет себе акустически доминировать над партнёрами по сцене. В «Тоске» доминировать он должен по роли, и в образе Скарпиа у него это прекрасно получается, но не столько за счёт прямолинейного усиления динамики, сколько за счёт многозначительности и затаённой злобы. К тому же в дуэте с Мурадымовой чисто вокально не подоминируешь, так как её динамические возможности тоже весьма велики.
Каварадосси в подаче Ерохина – наивный художник, чем-то родственный Пьеру из «Войны и мира», которого он также поёт в МАМТе. Полагаю, на сей момент певец полностью оправдал авансы, выданные ему конкурсом имени Глинки, на котором он победил – а ведь в тот момент многие считали, что Пьявко якобы «незаслуженно» выдвинул Ерохина на 1-ю премию! Но время расставило всё по своим местам, и Пьявко оказался прав в своём провидении ещё не полностью раскрытых на том конкурсе возможностей певца.
Вернусь к Мурадымовой. Певица оказалась достойной самых восторженных похвал: отменное мастерство, выдающиеся природные вокальные данные, широчайший – от выражения нежнейшей любви и светлой лирики до тёмного тембра и жгучей ненависти – эмоциональный спектр и умение передавать его голосом. Когда я внимал ей в «Тоске», на ум приходило целое множество партий, в которых хотелось бы её услышать. Даже более того, я считаю, многие спектакли вполне можно было бы ставить с расчётом на её вокальные возможности и подавать певицу как вполне состоявшуюся оперную звезду, и хочется надеяться, что руководство театра осознает, наконец, какой бриллиант имеется в его кадровой коллекции.